или Зарегистрироваться
Наш край
1066
0
23 июля 2020

Двухъярусный мост опять хотят снести

В Калининграде вернулись к дискуссии о будущем исторического объекта 
Представители власти уже не первый раз инициируют эту дискуссию.
В феврале прошлого года на встрече с жителями Калининграда в Закхаймских воротах (ее организовало неформальное объединение «Право на город». – Прим. авт.) глава комитета территориального развития и строительства горадмнистрации Артур Крупин напомнил, что после войны мост восстанавливался, а раз так, то сегодня историческую ценность представляют лишь некоторые его части, которые можно аккуратно демонтировать и передать музею.
Это заявление тогда многих возмутило. Что значит «наиболее ценные части»? Мост представляет интерес (и ценность!) как единое инженерное сооружение. Лежащие в музее шестеренки мало кому могут согреть душу. Это скорее издевательство над здравым смыслом.
Позднее чиновники стали высказываться на счет будущего уникального объекта осторожнее. А в сентябре прошлого года на одном из мероприятий в Музее Мирового океана даже показали картинку, как старый мост будет смотреться между двух новых – железнодорожным и автомобильным. Это немного успокоило общественность. Да, достопримечательность так будет совсем не видна, но она хотя бы останется на своем месте, и по ней можно будет совершать прогулки, ездить на велосипеде. Сложилось впечатление, что в целом мост удалось отбить. Хотя бы на время.

Развитие против души
И вот – новая атака. В начале июля в эфире радио «Балтик Плюс» (+16) вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов заявил:
– По поводу старого моста очень много совещаний проходило. Насколько я помню, город Калининград принял решение о том, чтобы один из фрагментов моста демонтировать и установить в качестве музейного экспоната. Ну, наверное, интересно, клепаные конструкции, кто-то может посмотреть фрагменты инженерной мысли, инженерного зодчества. Но сам мост, конечно, нужно убирать, потому что он мешает развитию города. 
Рольбинов напомнил, что мост является объектом РЖД и находится в аварийном состоянии. 
Примечательно, что тезис о том, что городу нужно развиваться, часто используется чиновниками, когда речь заходит о сносе чего-то уже существующего и строительстве на этом месте чего-то нового. Например, о развитии города много говорилось в 2008 году, когда власти обосновывали необходимость вырубки около полусотни голубых елей на Нижнем озере и сносе установленного в 1984 году памятника эскадрилье «Нормандия- Неман» ради строительства гостиницы. И в какой мере все это способствовало развитию города? Вопрос, впрочем, риторический…
Ради развития города уничтожалась трамвайная сеть (нам же нужны широкие дороги?), ради него вырубались скверы (нам же нужны новые торговые центры?), ради него сносилось множество старых, но еще крепких немецких домов. Одна из последних потерь – построенное, как считается, Ханнсом Хоппом здание аэропорта Девау. 
И так в погоне за развитием, необходимость которого никто не отрицает, мы, как бы это ни показалось кому-то странным, теряем город, уничтожаем его индивидуальность и, если угодно, его душу. С чем останемся-то в конце концов? И каким туристам мы будем нужны, когда совсем нечего будет показать? 

Осторожные высказывания 
Чиновники от культуры, чья позиция могла бы в той или иной мере повлиять на судьбу моста, высказываются крайне осторожно. Например, министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак в эфире радио «Комсомольская правда» (+16) сказал: 
– Мы за сохранение моста. Если с точки зрения развития города и развития транспортной инфраструктуры его сохранение в том месте, на котором он есть, невозможно в качестве экспоната под открытым небом либо в качестве пешеходного моста, то он, безусловно, должен стать экспонатом либо Музея Мирового океана, либо какого-то другого нашего музея.
Руководитель Госслужбы по охране памятников Калининградской области Евгений Маслов в беседе с корреспондентом «СК» признался, что считает некорректным комментировать мнение другого чиновника. 
К тому же мост, по его словам, памятник местного значения. Он в собственности РЖД. 
– Наша служба не выдает ни разрешений, ни согласований на проекты переустройства и прочее. 
И вопрос о том, исключать или не исключать мост из реестра, решает Министерство культуры России. Мы к этому объекту не то чтобы не имеем отношения, но фактически у нас нет полномочий, – добавил Евгений Маслов. 
Создается впечатление, что задача перед чиновниками от культуры стоит сложная. Нужно и общественность не задеть, и против «генеральной линии» не пойти. В смысле не встать на пути «развития города». 
Остается добавить, что в конце мая прошлого года на заседании совета по культуре губернатор Антон Алиханов высказался, что судьбу моста должна решать общественность. Сторонники сохранения двухъярусного моста сейчас довольно активны в социальных сетях. Возымеет ли это действие? Посмотрим…

Справка «СК»
Двухъярусный мост действительно уникальное сооружение. Строительство началось в 1914 году, но в связи с началом Первой мировой войны затянулось. В эксплуатацию этот объект сдали лишь в 1926-м. После Второй мировой войны, 
в 1949 году, пострадавший мост был восстановлен. При этом старый поворотный механизм во время ремонтных работ решено было заменить на новый – подъемный. Сегодня средняя часть моста длиной в сто метров и высотой в два этажа поднимается вверх между двух башен. Фактически это памятник мастерству не только немецких, но и советских инженеров. 
Выглядит мост эффектно, поэтому его часто снимают в кино. Например, в культовом фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика» (1988 год) на мосту разыгрывается одна из ключевых сцен. А в показанном не так давно по Первому каналу сериале «Налет» кадры с этим инженерным объектом выступали в качестве заставки. 

03-в-номер--(1).jpg
Двухъярусный мост – одна из самых ярких достопримечательностей Калининграда, и его часто снимают в кино

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27