В тот день на одном из маршрутов вместо привычной конки горожане увидели электрический трамвай. Случилось это через пять лет после строительства первой кёнигсбергской электростанции в районе Мельничного пруда (конец нынешней ул. Емельянова. – Прим. авт.). До той поры городским транспортом на протяжении десятилетия была конка. Трамвай курсировал между Пиллауским вокзалом (район Музея Мирового океана) и Новым рынком, который находился недалеко от Деревянного моста (сегодня там мемориал морякам-балтийцам).
Переселенцы ездили на лучших
Попав в жернова двух мировых войн, городская трамвайная система сильно пострадала и свое новое рождение отметила уже в 1946 году. За короткое время было восстановлено большинство линий. В отличие от других российских городов наш трамвай пережил экономический кризис 90-х практически без потерь, сохранив все 10 своих маршрутов. Увы, сегодня именинник у нас один – это трамвай маршрута № 5. И судьба его неоднозначна.
После войны советские власти сразу занялись возрождением подвижного состава. Удалось восстановить 129 трамваев из 250. На фотографиях Кёнигсберга многие видели белые узкие вагоны. Они напоминали мороженое, поэтому пассажиры называли трамваи брикетами. Трамвай именно такого типа стал первым, ушедшим в рейс уже 7 ноября 1946 года. Мало кто знает, что эта модель завода Штайнфурта некогда на международной выставке в Швеции получила звание лучшего германского трамвая. Первые калининградцы имели возможность ездить именно на такой модели.
Билеты гладили утюгом
Сегодня на единственном городском маршруте № 5 осталось всего 18 трамваев, из них 12 ежедневно выходят на линию.
В трамвайном депо корреспонденты «Страны Калининград» познакомились с вагоновожатой 1-го класса Галиной Мельниковой. Энергичная, веселая, «за штурвалом» она уже больше четверти века.
– В 1990-х я окончила Калининградское кооперативное училище, – рассказывает Галина, – но повара тогда никому не были нужны. Столовые одна за другой закрывались, в ресторан без опыта не брали. Увидела объявление о наборе водителей трамвая. Решила сменить профессию – прошла обучение и с тех пор езжу по нашему городу. Он красив во все времена года, не перестаю им любоваться. Супруг когда-то проходил у меня стажировку и тоже работает в трамвайном депо. Так что, можно сказать, в дороге я нашла судьбу – мужа и друга, которым считаю свой трамвай борт «606». Ласково называю его «мой мальчик». Как автолюбители разговаривают с машинами, а цветоводы – с зелеными любимцами, так и я перед выходом на линию приветствую своего железного друга, желаю ему отличного рабочего дня.
За 26 лет многое изменилось. Когда Галина только начинала деятельность, кондукторов в вагонах не было. Пассажиры покупали в киосках «Союзпечати» или у водителя книжечку билетов на 10 поездок и пробивали их в салоне компостером по принципу дырокола. На линии постоянно были контролеры. Здоровенные дяденьки – у них не забалуешь! Но предприимчивый народ изобретал способы проехать зайцем. Например, нежным нажатием компостировали талон, а дома утюгом восстанавливали его для очередной поездки. Кондукторов на линии стали возвращать в 1998 году.
С начала 2000-х годов судьба калининградского трамвая складывалась печально. Ликвидируя его линии, городские власти обещали заменить их троллейбусными. Но сделали это лишь на ул. Горького.
Что в перспективе
Мы задали властям вопрос, почему они не жалуют трамвай и что его ждет в ближайшее время? Ответ пришел от начальника отдела пассажирского транспорта администрации Калининграда Александра Химича:
– Сейчас главная проблема электротранспорта в Калининграде – его возраст. Большие расходы по эксплуатации не позволяют нашему трамваю быть рентабельным и самому зарабатывать на обновление подвижного состава. Основная нагрузка по содержанию трамвайного парка лежит на бюджете, а его возможности не позволяют в полном объеме решать задачу модернизации. Так сложилось исторически – наша сеть имеет метровую ширину, а трамваи российского производства предназначены для более широкой колеи. Нам годятся только европейские вагоны. А они дорогие. В среднем стоимость такого трамвая втрое выше троллейбуса. Но все это не означает отказа от сохранения и развития трамвайной сети в городе. Планируем провести работы на действующем маршруте «Ул. Дюнная – ул. Бассейная» – это капитальный ремонт трамвайных путей с заменой отработавших срок 14 вагонов. Рассматривается возможность организации кругового трамвайного маршрута в новых районах Калининграда, что позволит обустроить выделенные полосы движения без ограничения на перемещение легковых авто.
А польский трамвай PESA сейчас проходит техобслуживание и скоро выйдет на линию.
Справка «СК»
Интересные факты из истории трамвая
- Против строительства электрической трамвайной сети в Кёнигсберге выступали физики и медики университета Альбертина – они утверждали, что блуждающие токи опасны для здоровья. Чтобы этого избежать, вдоль путей прокладывали специальные устройства. Маршруты конки проходили по всему центру Кёнигсберга и были частными. Их владельцы отказались переходить на электрическую тягу. Муниципалитету пришлось создавать новое транспортное предприятие и прокладывать для трамвая новые линии.
- Первые двуосные трамваи фирмы Busch и Lindner с помощью сцепки могли соединяться друг с другом. Они были небольшими, каждый вагон имел свой звонок и цвет электрофонаря.
- Первым вагоновожатым сшили униформу, они выходили на линию в пять утра, а заканчивали работу в час ночи.
- Все кёнигсбергские мосты были разводными, и электропровода было невозможно поднять на высоту пролета. Поэтому трамваи перед мостами брали разгон и проскакивали их по инерции, так как питания там не было.
- К Первой мировой войне в городе было 13 маршрутов, которые тянулись до самых окраин. Во время военных действий под Кёнигсбергом трамваи с нарисованными на корпусе красными крестами перевозили раненых в госпитали.
- К началу Второй мировой в городе было 15 трамвайных маршрутов. Они работали вплоть до января 1945 года, пока Кёнигсберг не начали бомбить.
- Наша трамвайная система – одна из трех сохранившихся в стране систем с метровой колеей (такие еще в Пятигорске и Евпатории).
В руках у вагоновожатой Галины Мельниковой ломик для перевода стрелок – это инструмент, которому уже нет практического применения, кроме как в депо
Перед Второй мировой войной в Кёнигсберге было 15 маршрутов, на которые ежедневно выходило 250 трамваев
цитата,, :
:Главная проблема калининградского электротранспорта – его возраст
поделиться