Общемировая проблема
Большую часть пластиковых отходов не видно, потому что они чрезвычайно малы. Совершенно неисчислимое количество микроскопических пластиковых частичек, которые образовались в результате постепенного разрушения крупного пластикового мусора, находится в океане и покрывает пляжи. И кое-где их концентрация вызывает серьезные опасения.
Недавно «Российская газета» (16+) со ссылкой на журнал Science сообщила, что международная команда ученых обнаружила на дне Средиземного моря, между Корсикой и Италией, крупнейшее скопление частиц микропластика.
В верхнем слое отложений содержится 1,9 млн пластиковых частиц на квадратный метр. Это самый высокий показатель концентрации микропластика (размером менее 1 мм) во всем Мировом океане за всю историю наблюдений.
А два года назад «Известия» (18+) со ссылкой на научный журнал «Marine Pollution Bulletin» рассказали о том, что на пляжах Кипра, на глубине 60 см, находится до 5,3 тысячи частиц микропластика на кубический метр. Хуже показатели только на пляжах в провинции Гуандун на юге Китая.
«Грабли» в помощь
А как дела обстоят на наших, калининградских, пляжах? Недавно уже упомянутый журнал «Marine Pollution Bulletin» опубликовал статью, написанную международным коллективом ученых в рамках совместного проекта, поддерживаемого Российским фондом фундаментальных исследований. Это представители Атлантического отделения Института океанологии им. Ширшова РАН, БФУ им. И. Канта и Института исследований Балтийского моря в Варнемюнде (Германия).
Предметом исследования стало загрязнение макро- и микропластиком пляжей Куршской косы. Причем ее как российской, так и литовской стороны. Собирать материал для анализа, в смысле песок, оказалось не так-то просто.
– Мы применяли два метода, – рассказывает один из авторов статьи, младший научный сотрудник института океанологии и старший преподаватель кафедры географии океана БФУ им. И. Канта Александр Килесо. – Первый не требует никаких особых приспособлений, а второй, разработанный немецкими учеными, предусматривает использование инструментов, которые напоминает грабли. Мы снимали с исследуемого участка слой в несколько сантиметров и просеивали его с помощью таких «граблей». Это, надо сказать, тяжелый физический труд.
Зависит от штормов
Но он был не напрасен. На выходе научная группа получила любопытные результаты.
– В частности, выяснилось, что макромусор присутствует в достаточно большом количестве, но пятнами, лишь в отдельных местах, – продолжает Александр Килесо. – Наличие макропластика зависит главным образом от штормов. Один шторм выбрасывает мусор на пляж, другой смывает все обратно. Но это в том случае, если люди не соберут выброшенное раньше.
Также на этот показатель влияет хозяйственная деятельность человека. Именно поэтому, рассказал исследователь, больше всего макропластика обнаружено на пляже Клайпеды. Ничего удивительно в этом нет – большой город, крупный порт всегда оказывают серьезное давление на природу.
С микропластиком ситуация другая. Анализ полученных данных показал, что на всей исследуемой территории – от Зеленоградска до Клайпеды – концентрация микрочастиц пластика примерно одинакова. Они распределены равномерно, поэтому можно говорить о некотором фоновом загрязнении.
– Мы исследовали песок в разных точках Куршской косы и на разных участках – в зоне заплеска волн, в центральной части пляжа и в тыльной. Оказалось, что в зоне заплеска результат примерно одинаков на протяжении всей косы: где-то 50 частичек микропластика (размером до 2 мм) на килограмм песка, – рассказывает Александр Килесо. – На сухой части пляжа загрязнение несколько выше и картина более пятниста, но концентрации частиц микропластика схожи – до 120 частиц на килограмм песка.
С одной стороны, это вроде немного. Но представьте, сколько килограммов песка с 50–120 пластиковыми фрагментами на пляже? Получается совершенно фантастическое количество.
Не мусорить и утилизировать
Разумеется, возникает вопрос: чем это грозит человеку?
– Пока тревогу вызывает главным образом неизвестность, – говорит главный научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова Ирина Чубаренко. – Пластик в чистом виде инертен, но при его производстве используются разного рода токсичные красители, стабилизаторы, пластификаторы и так далее. Некоторые из них, как уже доказано, негативно воздействуют на биоту – то есть на рыб, птиц, ракообразных, которые поедают эти частички пластика. Попадая таким путем в пищевые цепи, пластик вместе с рыбой оказывается в организме человека. К чему это может привести, пока непонятно, но исследования на этот счет проводятся.
Впрочем, микропластика на Балтике относительно немного.
– Наше море по сравнению со Средиземным и тем более с Южно-Китайским в плане микропластика довольно чистое, но это не значит, что не следует ничего предпринимать, – уверена Чубаренко.
По ее мнению, борьба с микропластиком должна вестись по двум направлениям. Во-первых, не допускать попадания пластика в море – то есть людям надо не выкидывать мусор, где попало, а специальные службы должны своевременно убирать пляжи. Во-вторых, нужно переходить на другие, пусть более дорогие, но вместе с тем более приспособленные для переработки виды пластика.
– Важно, чтобы из использованной пэт-бутылки можно было сделать другую бутылку, качеством не хуже первой, – считает ученый. – А сейчас из дешевого пластика можно сделать только, например, тротуарную плитку, которая через некоторое время тоже требует утилизации.
В каждом килограмме песка на пляжах Куршской косы примерно 50 частичек микропластика
поделиться