В этом году из-за коронавируса Ботанический сад долгое время на замке. Помогает ли ему отсутствие людей или же, наоборот, вредит?
– Это с какой стороны посмотреть, – ответила корреспонденту «СК» по телефону находящаяся на домашней изоляции директор сада Татьяна Яковлева. – С финансовой точки зрения мы, конечно, серьезно проигрываем. В прошлом году Ботанический сад за год заработал восемь миллионов рублей, причем четыре из них – за апрель-май-июнь, когда посетителей традиционно много. В этом году этих доходов мы пока лишены.
Но нет худа без добра. За время карантина природа смогла отдохнуть и восстановиться.
Телефоны и удочки
Посетители ведь, по словам Татьяны Александровны, бывают разные. Некоторые, будучи весьма благонамеренными, наносят серьезный вред, вытаптывая клумбы.
– Раньше фотоаппараты мало у кого были, а теперь телефоны с камерами – у всех. И чуть ли не каждый обладатель смартфона норовит сняться на фоне цветов. А пока выбирается подходящий ракурс, уничтожаются растения, – сетует директор.
Немало и тех, кто приходит в Ботанический сад с четким криминальным планом – украсть какое-нибудь растение. Особенно часто, по словам Яковлевой, выкапывают (а чаще просто вырывают, повреждая корневую систему) цветущие экзотические растения вроде рододендронов.
Немало хлопот доставляют и рыбаки. Эти, вооружившись удочками, перелезают через ограждения и устраиваются у водоема. Сотрудники Ботанического сада стараются, разумеется, пресекать незаконные проникновения, но рыбаки – народ настойчивый и многочисленный. За всеми уследить трудно.
Разговоры с магнолией
Кстати, о сотрудниках. Многие из них уже работают. И, по их словам, природа в отсутствие посетителей, действительно, приободрилась. Например, в саду расплодились ежики.
Ходят по территории целыми семьями и никого особо не боятся. Ну, может быть, кроме галок.
А еще в саду стало больше котов. Раньше они столовались возле камбуза БГА, а сейчас учебное заведение закрыто. Вот усатое-хвостатое племя и подалось всем скопом в соседнее учреждение, где водится много вкусных мышей.
Коты и от ежиков, наверное, не отказались бы, но эти колючие создания им не по зубам.
А еще в этом году произошло по-настоящему удивительное событие – впервые за почти шесть десятилетий в оранжерее расцвела магнолия вечнозеленая, или, как ее еще называют, магнолия крупноцветковая. Появилось сразу четыре больших бутона. Это теплолюбивое растение, природный ареал которого охватывает юго-восточные штаты США (от Северной Каролины до Флориды и Техаса), привезли пятилетним саженцем из грузинского дендропарка в Цхалтубо аж в 1964 году.
Нонна Грошикова, которая работает в оранжерее меньше года, была свидетелем того, как распускались цветы.
– Я ухаживала за магнолией и разговаривала с ней, просила ее расцвести, и вот она меня услышала, – смеется садовод.
По глубокому убеждению Нонны Михайловны, растения способны понимать человеческую речь, надо просто суметь подобрать правильные слова.
«Я работаю в раю»
Текущий год необычный в плане погоды. Зимы, считай, не было. Весна тоже откровенно не задалась. За десять дней до лета многие калининградцы ходят в теплых куртках.
Но Татьяна Яковлева уверяет, что на растениях Ботанического сада эти природные курьезы отразились несильно. Все, что должно цвести, цветет, а что еще не цветет, то зацветет обязательно. Просто цикл сдвинулся.
Некоторые растения, кстати, распустились несколько раньше. Например, лещина, подснежники. Они должны были зацвести в конце марта, а начали уже в первых числах февраля.
– Я работаю директором Ботанического сада с 1974 года и видела много разных зим и разных весен, – смеется Татьяна Яковлева. – То, что происходит сейчас, случалось неоднократно. Например, в 1980 году я в зимнем пальто ходила аж до июня. В 1990-е годы несколько раз почти не было зимы. Растения ко всем этим погодным сюрпризам довольно легко приспосабливаются. Некоторую тревогу вызывают разве что летние цветущие растения – бегонии, бархатцы, георгины «Веселые ребята» и т. д. Если опять будут заморозки, эти растения могут пострадать, придется их пересаживать.
Сейчас в Ботаническом саду прекрасно. Радуют глаз сирень, древовидные пионы, рододендроны, глицинии. Воздух пропитан ароматами, и от этого немного кружится голова.
– Я хочу быстрее вернуться на работу, – признается Татьяна Александровна. – Ботанический сад – это рай, и работать столько лет в раю редкое счастье.
Справка «СК»
В советское время Ботанический сад открывался 1 мая, несмотря на то, что многие растения начинали цвести значительно раньше. Связано это было с позицией руководства города, которое считало, что народ после первомайской демонстрации сразу же отправляется в Ботанический сад. В 1990 годах открытие сезона все же было перенесено на апрель. А в последние пару лет, когда в саду проложили удобные дорожки и отремонтировали оранжерею, он стал работать круглогодично.
поделиться