Как сообщается официально: «...суть проекта — переосмысление кантианы в современном Калининграде. Мы отказываемся от привычной академичности с научпопом и при помощи данных нам современных визуальных и художественных средств попытаемся ответить на знаменитые кантовские вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?»
Оборудование не главное
Псковский фотограф Дмитрий Марков был в числе первых, подавших заявки на участие. И вот он здесь, в Калининграде. Невысокого роста, бритый, худой, в камуфляже, спортивной курточке и, кажется, в берцах. Внешне Дмитрий Марков больше походит на персонажей из своих проблемных репортажей, нежели на арт-куратора. Но внешность обманчива, перед нами авторитетный фотограф: учился в московской школе легендарного фотохудожника Александра Лапина, свою первую выставку провел в 2009 году на «Винзаводе». В его послужном списке работа для журналов Esquire, National Geographic, Burn Magazine, British Journal of Photography, «Такие Дела», «Русский Репортер», «Огонек», «Афиша», «Большой город» и других, престижные премии и гранты (например, в 2015 году – от Getty Images и Instagram), на которые он реализует свои фотоистории. Это именно истории, своего рода скриншоты, похожие на раскадровку документального и остросоциального кино, которые Дмитрий показывает собравшимся на первой встрече в Закхаймских воротах. Его внимательно слушают более сорока человек. Некоторые сразу пришли с солидными фотокамерами. Но, во-первых, работа начнется не прямо сейчас, а после того, как желающие заполнят анкеты и решат, какой именно проект хотят реализовать. А во-вторых, как говорит резидент, оборудование в его работе – не главное.
Прямая речь о себе
– Начинал я снимать простым фотоаппаратом, купленным в кредит на шесть месяцев, Canon EOS 300D... – А каким бы фотоаппаратом вы сейчас посоветовали снимать? – А сейчас бы я посоветовал снимать фотоаппаратом любым.
– Если хочешь объективную картину, то иди и смотри записи с камер наблюдения. Вот они объективны. А мои фотоистории пропущены через призму моего восприятия. И вообще: то, что ты снимаешь, и есть лучшая характеристика тебя самого.
– На мой взгляд, фотопроекты – это самое очевидное и понятное, что может быть. Я хочу вас замотивировать и сподвигнуть на то, чтобы не бояться искать истории, фотографировать их и представлять.
Мы идем искать
Истории, которые будут искать участники первой арт-резиденции, должны отвечать на вопрос о том, что есть Просвещение. Подсказки можно поискать в эссе Иммануила Канта, опубликованном в 1784 году.
Доктор философских наук Вадим Чалый поясняет:
– Понятие просвещения появляется сразу при попытке сформулировать суть философии Канта. Умение и мужество пользоваться своим умом, активная и сознательная гражданская позиция – это наиболее очевидные измерения просвещения. Реже внимание привлекает эстетическая сторона этого процесса, для Канта, однако, имеющая огромное значение... Просвещение становится категорией осмысления городской среды и стандартом ее изменения, а Кант – подлинным «гением места».
Где же искать Канта в Калининграде и при чем тут Просвещение? Как раз на эти вопросы и ответит команда Дмитрия Маркова. Каждая из пяти арт-резиденций должна задействовать городской контекст, а завершаться – публичной выставкой со свободным входом. Плоды Просвещения должны быть доступны всем и каждому.
Дмитрий Марков рассказал собравшимся, как он творит свои фотоистории
Светлана Колбанёва, [email protected]
поделиться