или Зарегистрироваться
Наш край
1984
0
01 апреля 2019

У первого железнодорожного моста через Преголю появилась надежда на возрождение

В Калининграде объявлен международный конкурс на лучшую концепцию восстановления этого сооружения 
В последнее время тема сохранившихся с довоенных времен мостов активно обсуждается на страницах «Страны Калининград». 
В частности, речь шла о двухъярусном мосте и мосте на улице Дачной, над которыми нависла серьезная опасность. Горожане активно выступили против их демонтажа, но ситуация продолжает оставаться тревожной. Пока не очень понятно, чем все закончится. 
Впрочем, есть и хорошие новости. Похоже, старый железнодорожный мост, который перекинут через Преголю в районе улицы Портовой и набережной Петра Великого, может быть восстановлен. Музей Мирового океана (ММО), на территории которого находится это сооружение, Калининградское отделение Союза архитекторов и Союз архитекторов России объявили открытый международный конкурс «на архитектурную концепцию реновации с приспособлением к современному использованию». Объявление об этом размещено на сайте ММО. 

Оставили на всякий случай
Несмотря на то, что мост находится в центре города и в целом неплохо сохранился, широкой публике о нем известно немного. Немецкий исследователь Балдур Кёстер в книге «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» сообщает, что он был построен в 1863–1965 годах. «Одновременно это был первый стальной мост в Кёнигсберге, а также первый поворотный мост в городе. Вращающаяся часть была 15 метров длиной с пешеходным трапом по обеим сторонам», – пишет он (перевод Алексея Шабунина. – Прим. авт.).
После того как в 1926 году был построен новый, двухъярусный мост, необходимость в старом отпала. Но его не снесли, оставив на всякий случай. 
Во время Второй мировой войны мост, насколько известно, почти не пострадал. Серьезные потери он понес лишь в середине 90-х годов прошлого века, когда был убран средний пролет. Долгое время мост находился на балансе ОАО «Российские железные дороги», хотя и не использовался им. 
В конце прошлого года директор ММО Светлана Сивкова, выступая на радио «Комсомольская правда-Калининград» (16+), сообщила о планах восстановить мост.
– В свое время его хотели распилить совсем. Но мы предложили оставить его за нами, – рассказала Светлана Сивкова. – Нам передали его и сказали: «Если хотите оставить, берите. Только деньги тратьте свои». Мы решаем вопрос о судьбе этого моста. Надеемся, что к 300-летию великого ученого и философа, когда будет создана тропа Канта, проходившая по левому берегу реки, потом по правому, мост будет готов. Он стоит и ждет своего времени. Мы делаем концепцию проекта Всемирного музея мостов. И надеемся, что этот мост будет восстановлен как пешеходный. Он, кстати, был бы самым дешевым из всех мостов, которые будут строиться. Потому что у него есть основание. 

Туристический потенциал 
В Музее Мирового океана восстановление старого железнодорожного моста рассматривается как стратегически важный для развития исторического центра Калининграда шаг. Предполагается, что возрожденный мост станет, с одной стороны, музейным объектом, а с другой – важным звеном в создаваемом Музейном квартале. Он должен связать вызывающие интерес у туристов места. В первую очередь сам ММО с одним из его отделений – Фридрихсбургскими воротами, находящимися на другой стороне реки. 
Вообще, вся улица Портовая в Калининграде обладает огромным туристическим потенциалом. Она как бы специально создана для пеших прогулок у воды, но пока большая ее часть занята автостоянками и фермерским рынком. Местные власти говорят о том, что необходимо раскрыть этот потенциал. В частности, речь ведется о восстановлении здания знаменитой Янтарной мануфактуры. Однако деньги на этот амбициозный проект еще не выделены, и когда будут выделены – неизвестно. Зато напротив бывшей Янтарной мануфактуры (которая, к слову, стремительно разрушается) активно возводится новый торговый центр. И как это сочетается с декларациями о создании Музейного квартала, не очень понятно.

Призовой фонд – 300 000 рублей
Возвращаясь к конкурсу на лучший проект восстановления моста через Преголю, важно отметить, что принять в нем участие могут архитектурные компании, практикующие архитекторы, дизайнеры, студенты профильных вузов.
Выявлять победителя будет весьма авторитетное жюри, в состав которого входят австрийский архитектор Армин Данешгар, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук Сергей Гнедовский, действительный член Международной академии архитектуры Ирина Коробьина, голландский архитектор Рене ван Зуук, главный архитектор  московского бюро «Остоженка» Александр  Скокан, председатель Калининградского отделения Союза архитекторов России Петр Черненко, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, директор ММО Светлана Сивкова и советник губернатора Калининградской области Вячеслав Генне. 
При этом призовой фонд довольно скромный – всего 300 000 рублей. Победитель получит половину этой суммы, занявшему второе место выплатят 100 000 рублей, третье – 50 000. Итоги международного конкурса будут подведены до 7 июня 2019 года. Церемония награждения пройдет в День океана, 8 июня.
Впрочем, было бы наивно полагать, что судьба моста решена окончательно. Конкурс – это ведь даже не половина, хорошо, если треть дела. Пока совершенно не ясно, сколько денег потребуется на реализацию лучшего проекта. А главное, где эти деньги взять? В начале марта Светлана Сивкова сообщила журналистам, что у самого музея на реализацию проекта средств нет, и высказала надежду на помощь со стороны города и области. 

13-Мост.jpg
Старый железнодорожный мост представляет собой произведение инженерного искусства
цитата
,
:
, :
Возрожденный мост станет важным звеном в создаваемом Музейном квартале

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3