10:00

Рабочие под штукатуркой нашли старинные барельефы

Дом на улице Багратиона, 93–95, в Калининграде, судя по всему, здорово пострадал во время войны и был потом частично перестроен. Но кое-что от изначального архитектурного облика сохранилось. 
Например, декоративные элементы в виде стилизованных женских фигур на едва выступающей части фасада. Нередко можно услышать, что в этих фигурах есть что-то древнеегипетское. Возможно, но следует отметить, что подобные украшения типичны для родившегося на стыке XIX и XX веков стиля «модерн».

Незнакомец в шляпе
Пару месяцев назад начался долгожданный капремонт этого дома. И как только рабочие начали сбивать старую штукатурку с фасада, открылись полустертые барельефы птиц и животных. Есть изображение белок и, судя по всему, воронов или пингвинов. 
В начале июля о находке сообщили на сайте Фонда капитального ремонта Калининградской области. В августе случились новые открытия. На стене дома со стороны улицы Ореховой обнаружили еще несколько изображений. Среди них – хорошо сохранившийся портрет бородатого мужчины в шляпе. Кто это – непонятно, у краеведов нет единого мнения. Не исключено, что это автопортрет художника Пауля Мошаля (Мошалла), который являлся владельцем дома. Впрочем, не исключено и то, что это какой-то собирательный образ. Возможно, охотника. 
Относительно других барельефов тоже можно сделать предположение, что их автором является Пауль Мошаль. Было бы, согласитесь, странно, будучи художником, доверять оформление своего дома кому-то еще. Хотя все может быть. 

Доказательство привязанности 
В Кёнигсберге описываемый дом находился по адресу Унтерхаберберг, 36 (по другой версии – 38). Примечателен он был тем, что его фасад украшала скульптура Ханса фон Загана работы уже упоминавшегося Пауля Мошаля. Сохранились старые фото, где, правда, под большим увеличением эту скульптуру можно разглядеть. 
Кроме того, как отмечает краевед Николай Чебуркин, это произведение упомянуто в книге Гербердта Мейнхардта Мюльпфордта «Кёнигсбергская скульптура и ее мастера. 1255–1945 годы». Немецкий исследователь датирует работу 1908 годом и отмечает, что особой художественной ценности она не имела, но являла собой «доказательство привязанности к давно забытым народному скульптурному творчеству и к кёнигсбергским традициям».

Храбрый башмачник
Следует отметить, что для Кёнигсберга и вообще для Восточной Пруссии фигура Ханса фон Загана была, как бы сейчас сказали, культовой. Это народный герой, который в 1370 году сумел изменить ход битвы с литовцами при Рудау (поселок Мельниково Зеленоградского района). В тот момент, когда отряды князей Ольгерда и Кейстута стали теснить войска Ордена, простой сапожник из Кнайпхофа Ханс Заган (по другим данным, он был подмастерьем башмачника) подхватил упавшее знамя и повел за собой уже было павших духом рыцарей. За этот подвиг Загану был дарован дворянский титул и право добавлять к своей фамилии приставку «фон». 
Но это еще не все. Согласно легенде, когда великий магистр Винрих фон Книпроде спросил у Загана, какую награду он хочет получить, тот ответил, что было бы здорово, если б раз в год всех горожан поили бесплатно пивом в Королевском замке. Так и делалось на праздник Вознесения.
Примечательно, что в Кёнигсберге известность получил еще один человек по фамилии Заган. Звали его Бальтазар. Он тоже отличился во время войны. Но это была другая война, которая случилась через 85 лет после битвы при Рудау. Велась она, как пишут в книге «Очерки истории Кёнигсберга» краеведы Алексей Губин и Виктор Строкин, между Альтштадтом и Лёбенихтом с одной стороны и Кнайпхофом – с другой. 
И Бальтазар Заган (тоже, кстати, «фон») возглавил военные силы последнего. По другим данным, Бальтазар фон Заган, наоборот, прибыл в Кёнигсберг во главе немецкого вспомогательного отряда для борьбы с мятежным Кнайпхофом.
Но, как бы то ни было, со временем Ганс фон Заган и Бальтазар фон Заган слились в народном сознании в одно лицо. Вернее, отличившийся в битве при Рудау Заган вытеснил из людской памяти своего однофамильца. Возможно, благодаря ежегодным «пивным фестивалям» в честь храброго башмачника. 

Новая жизнь старых украшений
Самый известный памятник Загану был установлен на колодце-насосе, стоявшем на горе Хаберберг по Бранденбург-Торштрассе – рядом с Хабербергской кирхой, которая находилась в районе современного Дома искусств (прежде кинотеатр «Октябрь». – Прим. авт.). Кирха на этом месте стояла с середины XVII века. 
В историю она вошла благодаря тому, что в ней крестили Иммануила Канта. В 1847 году в кирху ударила молния, спалив ее дотла. Новую построили через пять лет, установив на крыше (как говорят, по совету Канта) первый в городе громоотвод. 
Памятник Загану представлял собой деревянную фигуру героя, несущего свернутый флаг Ордена. Украшавшая дом на Унтерхаберберг фигура Загана выглядела примерно так же, но была в полтора раза меньше. 
И сделана она была из цемента. Судьба ее неизвестна. 
Еще один памятник Загану работы Эрнста Филитца стоял рядом с Кнайпхофской ратушей. Его убрали нацисты, посчитав «вырожденческим искусством». Возможно, так же они поступили и со скульптурой на доме Мошаля.
Возвращаясь к обнаруженным барельефам, хочется отметить, что у них неплохие перспективы обрести новую жизнь. Глава регионального Фонда капитального ремонта Оксана Астахова поделилась такой информацией: 
– Конечно, подобные находки необходимо сохранять. Именно такое решение и было принято Фондом. В настоящее время работы по демонтажу штукатурного слоя находятся в завершающей стадии. Таким образом, в обозримом будущем будет известно точное количество настенных изображений.


Дом, стоящий на пресечении улицы Багратиона и Ленинского проспекта, как выяснилось, таит в себе много загадок


Кто этот мужчина в шляпе – реальный человек или собирательный образ? 



Возможно, серия барельефов на фасаде здания обыгрывает какие-то охотничьи мотивы 

Выбор редакции