или Зарегистрироваться
Наш край
2775
0
06 ноября 2017

Улица Портовая: неоренессанс, стимпанк и инженерный шедевр

Сегодня мы путешествуем от Ленинского проспекта к двухъярусному мосту
В большинстве случаев города и реки, которые по ним протекают, составляют одно целое. 
Согласитесь, что Париж трудно отделить от Сены, Лондон – от Темзы, а Санкт-Петербург – от Невы. 
Калининград же долгое время жил отдельно от Преголи. И лишь в последние годы стал потихоньку находить с ней общий язык. Хотя до полного взаимопонимания еще далеко. Сплошь и рядом живописнейшие места на берегу реки используются наихудшим образом. Например, почти вдоль всей улицы Портовой у самой кромки воды вольготно раскинулась огромная автостоянка. Однако даже она (вкупе с массой невзрачных советских «панелек») не смогла до конца убить очарование этого места. 
Предлагаем читателям убедиться в этом, совершив прогулку по небольшой части бывшего района Кёнигсберга – Форштадт, который, помимо прочего, знаменит тем, что именно там родился Иммануил Кант. Его отчий дом, к сожалению, не сохранился. Сейчас на его месте стоит обыкновенная хрущевка. Правда, с мемориальной табличкой на стене. 

Отредактированный щит
Приезжему не так просто найти улицу Портовую. Зато бывшую кёнигсбергскую биржу (ныне областной центр культуры молодежи. – Прим. авт.) отыскать, думаю, труда не составит. Это ведь самое красивое здание на Ленинском проспекте. Стоит оно перед эстакадным мостом и смотрит прямо на то место, куда мы собираемся отправиться. Но прежде скажем несколько слов о бирже.
Этот памятник архитектуры был построен в начале 70-х годов позапрошлого века архитектором из Бремена Генрихом Мюллером. Стиль – эклектичный. Но по большей части это, конечно, не совсем характерный для Кёнигсберга неоренессанс. Во время войны биржа здорово пострадала, но в целом уцелела. В 1960-х на его руинах снимался один из эпизодов фильма «Отец солдата». 
Примечательно, что на щите, который держит один из охраняющих вход каменных львов (автор – Эмиль Хундризер), изначально был выбит герб Кёнигсберга, который состоял из трех маленьких гербов Кнайпхофа, Альштадта и Лёбенихта. В советское время это со щита тщательно соскоблили. Правда, произошло это довольно поздно – в начале 1970-х, когда началось строительство эстакады. Также изначально биржу украшали четыре работы того же Хундризера, символизирующие стороны света. Судьба этих скульптур неизвестна. 

18-Отредактированный-щит.jpg
Кёнигсбергская биржа хороша по сей день


Янтарное сердце мира 
Портовая (раньше на ее месте было сразу несколько улиц. – Прим. авт.) встречает прогуливающихся зданием Кёнигсбергской янтарной мануфактуры – запущенным, но имеющим шансы на восстановление. Достопримечательность приписана к Музею янтаря, который вроде собирается ее отреставрировать, но не может пока найти на это денег. Постро-ила здание в 1899 году фирма «Штантин и Беккер», руководство которой пришло к выводу, что гораздо выгоднее продавать обработанный янтарь, чем торговать сырцом.В 1926 году на ее базе была создана Государственная янтарная мануфактура с филиалами в Данциге и Берлине. Добыча сырья осуществлялась в Пальмникене. Там же проводилась первичная обработка янтаря. В Кёнигсберге же находилась сортировочная фабрика, цех прессования и дирекция. 
Представительства кёнигсбергской мануфактуры были открыты в Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе и Нью-Йорке. Консультантом на мануфактуре проработал известный скульптор Герман Брахерт. Словом, долгое время на нынешней улице Портовой билось янтарное сердце мира. После войны в здании мануфактуры поселились военные, которые съехали оттуда лишь в 2009 году. 

18-Янтарное-сердце-мира.jpg
На янтарной мануфактуре работал Герман Брахерт 


Рельсы в никуда
Территория, по которой мы гуляем, всегда была, скажем так, местом, на котором велась активная хозяйственная деятельность. Ведется она и сейчас. Там множество различных мастерских, складов и магазинчиков. Среди всего этого выделяется дом со стенами голубоватого оттенка. Сейчас там располагается Калининградская дирекция по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», а раньше это была товарная экспедиционная служба железной дороги. 
Почти от самого здания к реке Преголе, вернее, к полуразобранному ныне мосту уходят рельсы, путь которым преграждает забор. Вряд ли когда-нибудь по этим рельсам пойдут поезда, но вот пешеходный туристический маршрут, соединяющий улицу Портовую со стоящим на противоположном берегу Преголи Музеем Мирового океана, возможно, когда-нибудь будет проложен. Сейчас об этом много говорят. 

18-Рельсы-в-никуда.jpg
Рядом с этим домом сохранились фрагменты старой железнодорожной колеи


Где Петр Первый запускал фейерверки
Еще через несколько десятков метров находится филиал Музея Мирового океана – «Фридрихсбургские ворота». Это, действительно, ворота, оставшиеся нашему городу от некогда большой, но никогда по-настоящему не воевавшей крепости Фридрихсбург. Первый ее вариант был построен по проекту Христиана Оттера в 1657 году. Сооружение представляло собой квадрат, на углах которого находились четыре бастиона – назывались они Рубин, Изумруд, Алмаз и Жемчуг. Крепость знаменита тем, что ее в 1697 году, будучи в Кёнигсберге, посещал молодой Петр Первый. Говорят, именно там наш царь учился стрелять из пушек и запускать фейерверки. 
В середине XIX века крепость Фридрихсбург была перестроена по проекту Августа Штюлера. Однако уже к началу XX века она полностью утратила военное значение и была разобрана. Остались только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона. 
В советское время в воротах располагалась полевая военная типография, потом автоколонна. В 2011 году переданный Музею Мирового океана «объект культурного наследия» был отреставрирован. Началась история нового и очень интересного музея.
 
18-Где-Петр-I-запускал-фейерверки.jpg
Крепость Фридрихсбург никогда по-настоящему не воевала. Ее уцелевшие ворота стали музеем


Чудо в заклепках
Упирается улица Портовая в настоящий инженерный шедевр – двухъярусный мост, построенный в 1926 году. Для того времени это действительно было что-то удивительное. Мост мог, например, с помощью двух мощных электродвигателей повернуть свою среднюю часть на 90 градусов менее чем за три минуты.
Но сейчас он интересен не столько техническим совершенством (тем более что некоторые опции, в том числе и вышеописанная, давно не работают. – Прим. авт.), а своим, можно сказать, стимпанковским дизайном, напоминающим о временах, когда люди верили в мощь механизмов с массивными заклепками. 
Неудивительно, что двухъярусный мост этот очень популярен среди российских деятелей кино. Например, в относительно свежем полицейском телесериале «Налет» его изображение выступает в качестве заставки. То есть создатели фильма сочли, что именно это сооружение, а не, положим, Кафедральный собор или же Королевские ворота отражают суть нашего города. И кто знает, возможно, в чем-то они и правы… 

18-Чудо-в-заклепках.jpg
Двухъярусный мост интересен еще и дизайном

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3