Согласитесь, что Париж трудно отделить от Сены, Лондон – от Темзы, а Санкт-Петербург – от Невы.
Калининград же долгое время жил отдельно от Преголи. И лишь в последние годы стал потихоньку находить с ней общий язык. Хотя до полного взаимопонимания еще далеко. Сплошь и рядом живописнейшие места на берегу реки используются наихудшим образом. Например, почти вдоль всей улицы Портовой у самой кромки воды вольготно раскинулась огромная автостоянка. Однако даже она (вкупе с массой невзрачных советских «панелек») не смогла до конца убить очарование этого места.
Предлагаем читателям убедиться в этом, совершив прогулку по небольшой части бывшего района Кёнигсберга – Форштадт, который, помимо прочего, знаменит тем, что именно там родился Иммануил Кант. Его отчий дом, к сожалению, не сохранился. Сейчас на его месте стоит обыкновенная хрущевка. Правда, с мемориальной табличкой на стене.
Отредактированный щит
Приезжему не так просто найти улицу Портовую. Зато бывшую кёнигсбергскую биржу (ныне областной центр культуры молодежи. – Прим. авт.) отыскать, думаю, труда не составит. Это ведь самое красивое здание на Ленинском проспекте. Стоит оно перед эстакадным мостом и смотрит прямо на то место, куда мы собираемся отправиться. Но прежде скажем несколько слов о бирже.
Этот памятник архитектуры был построен в начале 70-х годов позапрошлого века архитектором из Бремена Генрихом Мюллером. Стиль – эклектичный. Но по большей части это, конечно, не совсем характерный для Кёнигсберга неоренессанс. Во время войны биржа здорово пострадала, но в целом уцелела. В 1960-х на его руинах снимался один из эпизодов фильма «Отец солдата».
Примечательно, что на щите, который держит один из охраняющих вход каменных львов (автор – Эмиль Хундризер), изначально был выбит герб Кёнигсберга, который состоял из трех маленьких гербов Кнайпхофа, Альштадта и Лёбенихта. В советское время это со щита тщательно соскоблили. Правда, произошло это довольно поздно – в начале 1970-х, когда началось строительство эстакады. Также изначально биржу украшали четыре работы того же Хундризера, символизирующие стороны света. Судьба этих скульптур неизвестна.
Кёнигсбергская биржа хороша по сей день
Янтарное сердце мира
Портовая (раньше на ее месте было сразу несколько улиц. – Прим. авт.) встречает прогуливающихся зданием Кёнигсбергской янтарной мануфактуры – запущенным, но имеющим шансы на восстановление. Достопримечательность приписана к Музею янтаря, который вроде собирается ее отреставрировать, но не может пока найти на это денег. Постро-ила здание в 1899 году фирма «Штантин и Беккер», руководство которой пришло к выводу, что гораздо выгоднее продавать обработанный янтарь, чем торговать сырцом.В 1926 году на ее базе была создана Государственная янтарная мануфактура с филиалами в Данциге и Берлине. Добыча сырья осуществлялась в Пальмникене. Там же проводилась первичная обработка янтаря. В Кёнигсберге же находилась сортировочная фабрика, цех прессования и дирекция.
Представительства кёнигсбергской мануфактуры были открыты в Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе и Нью-Йорке. Консультантом на мануфактуре проработал известный скульптор Герман Брахерт. Словом, долгое время на нынешней улице Портовой билось янтарное сердце мира. После войны в здании мануфактуры поселились военные, которые съехали оттуда лишь в 2009 году.
На янтарной мануфактуре работал Герман Брахерт
Рельсы в никуда
Территория, по которой мы гуляем, всегда была, скажем так, местом, на котором велась активная хозяйственная деятельность. Ведется она и сейчас. Там множество различных мастерских, складов и магазинчиков. Среди всего этого выделяется дом со стенами голубоватого оттенка. Сейчас там располагается Калининградская дирекция по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», а раньше это была товарная экспедиционная служба железной дороги.
Почти от самого здания к реке Преголе, вернее, к полуразобранному ныне мосту уходят рельсы, путь которым преграждает забор. Вряд ли когда-нибудь по этим рельсам пойдут поезда, но вот пешеходный туристический маршрут, соединяющий улицу Портовую со стоящим на противоположном берегу Преголи Музеем Мирового океана, возможно, когда-нибудь будет проложен. Сейчас об этом много говорят.
Рядом с этим домом сохранились фрагменты старой железнодорожной колеи
Где Петр Первый запускал фейерверки
Еще через несколько десятков метров находится филиал Музея Мирового океана – «Фридрихсбургские ворота». Это, действительно, ворота, оставшиеся нашему городу от некогда большой, но никогда по-настоящему не воевавшей крепости Фридрихсбург. Первый ее вариант был построен по проекту Христиана Оттера в 1657 году. Сооружение представляло собой квадрат, на углах которого находились четыре бастиона – назывались они Рубин, Изумруд, Алмаз и Жемчуг. Крепость знаменита тем, что ее в 1697 году, будучи в Кёнигсберге, посещал молодой Петр Первый. Говорят, именно там наш царь учился стрелять из пушек и запускать фейерверки.
В середине XIX века крепость Фридрихсбург была перестроена по проекту Августа Штюлера. Однако уже к началу XX века она полностью утратила военное значение и была разобрана. Остались только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона.
В советское время в воротах располагалась полевая военная типография, потом автоколонна. В 2011 году переданный Музею Мирового океана «объект культурного наследия» был отреставрирован. Началась история нового и очень интересного музея.
Крепость Фридрихсбург никогда по-настоящему не воевала. Ее уцелевшие ворота стали музеем
Чудо в заклепках
Упирается улица Портовая в настоящий инженерный шедевр – двухъярусный мост, построенный в 1926 году. Для того времени это действительно было что-то удивительное. Мост мог, например, с помощью двух мощных электродвигателей повернуть свою среднюю часть на 90 градусов менее чем за три минуты.
Но сейчас он интересен не столько техническим совершенством (тем более что некоторые опции, в том числе и вышеописанная, давно не работают. – Прим. авт.), а своим, можно сказать, стимпанковским дизайном, напоминающим о временах, когда люди верили в мощь механизмов с массивными заклепками.
Неудивительно, что двухъярусный мост этот очень популярен среди российских деятелей кино. Например, в относительно свежем полицейском телесериале «Налет» его изображение выступает в качестве заставки. То есть создатели фильма сочли, что именно это сооружение, а не, положим, Кафедральный собор или же Королевские ворота отражают суть нашего города. И кто знает, возможно, в чем-то они и правы…
Двухъярусный мост интересен еще и дизайном
поделиться