08:53

Чайкам не всегда нужно море

На этой неделе, 19 февраля, отмечается День орнитолога. Хороший повод поговорить с одним из главных специалистов по пернатым в Калининградской области, кандидатом биологических наук Геннадием Гришановым.

Сначала обжили Дом офицеров 

Мы сидим с Геннадием Викторовичем у него дома и обсуждаем ситуацию в местном царстве птиц. Время от времени в разговор включаются сидящие в клетках щегол Шурик и клест Кеша, заводя мелодичные и порой весьма замысловатые трели. А еще за окном парят чайки. Для них у ученого всегда припасен тазик с едой. 
– Смотрите, сколько сейчас прилетит, – говорит он, кидая горсть на лужайку за окном. 
Вопреки ожиданиям, ажиотажа среди чаек не наблюдается. Первые несколько минут – никого. Но потом, конечно, все как обычно: шум, гам, толкотня. Так уж у этих созданий принято. 
– Прямо как на море, – замечаю я. – Даже не верится, что мы в центре Калининграда. 
– Серебристая чайка осваивает город весьма эффективно, – говорит Геннадий Викторович. – Насколько мне известно, первое гнездо этой птицы в Калининграде нашел руководитель телеканала «Премьер» Андрей Шуляк. Телеканал этот в 90-х годах базировался на улице Кирова, в Доме офицеров. И на его крыше была своеобразная зона отдыха, где любили проводить время журналисты. Проблема заключалась в том, что серебристым чайкам тоже понравилось это место – там они устроили гнездо, стали высиживать птенцов. А тут люди! Получился конфликт. И нужно отметить, что серебристая чайка – птица крупная и агрессивная. Ссориться с ней опасно…
– Потом чайки и другие здания в Калининграде стали обживать, – продолжает ученый. –  Теперь они у нас повсюду. В этом году я нашел скорлупу яйца чайки в самом центре – у главного корпуса КГТУ. Птенцы вылупились, и птицы выбросили скорлупу из гнезда. Да что там Калининград! В Беларуси есть места, где можно найти более 
3 000 гнезд на крышах строений – производственных цехов одного из предприятий. Чайкам, как выяснилось, не всегда нужно море, чтобы чувствовать себя хорошо. А в городах им комфортно: нет врагов и масса разнообразной еды. От жучков и червячков до голубей. Я лично видел, как чайка поймала голубя и быстро его разделала. Хищные птицы в городе – не только ястребы. В их числе и чайки. У них здесь обширная кормовая ниша. 

Кёнигсберг без голубей

Кстати, о голубях. Обыкновенных, сизых. Мы привыкли к ним и считаем, что они жили здесь рядом с человеком всегда. Но это не так. 
– В Кёнигсберге их, по всей видимости, не было. В изданной в 1941 году книге «Птицы Восточной Пруссии и прилежащих районов» упоминаний о сизых голубях вообще нет, – рассказывает орнитолог. 
Птицы эти, по словам Геннадия Гришанова, появились в Калининграде благодаря образовавшимся после расчистки завалов большим открытым пространствам и множеству заброшенных чердаков. Раньше город был плотно застроен, голубям такое не очень нравится. А вот послевоенный Калининград им полюбился. Есть где поесть и вывести потомство. 
В прошлом году Калининградский государственный архив (ГАКО) выложил на своей страничке «ВКонтакте» любопытный документ – распоряжение горисполкома от 8 февраля 1958 года, которым «в целях сохранения и размножения голубей в городе Калининграде» устанавливались пункты кормления и назначались ответственные за их работу.
Откуда такая забота о голубях? С чего это власти решили их подкармливать? Геннадий Гришанов полагает, что это, скорее всего, связано с прошедшим в 1957 году в Москве Всемирным фестивалем молодежи и студентов, символом которого стал рисунок Пабло Пикассо «Голубь мира». 
– Голуби – птицы для города, в принципе, совершенно не нужные, – объясняет ученый. –  Никакой пользы от них человеку нет. Они лишь усложняют эпидемиологическую обстановку, загрязняют чердаки и памятники пометом. Так себе, откровенно говоря, соседи. Поэтому никаких  причин для такого рода централизованных кормлений, кроме идеологических, я не вижу. 
Сизые голуби – птицы не шибко умные, но сумевшие хорошо приспособиться к жизни рядом с человеком. Город для них – уже давно естественная среда обитания. И расселяются они только в пределах человеческого жилья. На научном языке это качество называется антропотолерантность. 
Отдельная история с голубями-вяхирями. Изначально это были исключительно лесные птицы. Но в какой-то момент они смекнули, что в городе им удобней, чем в естественной среде обитания. Дело в том, что гнездятся они на деревьях, а питаются на низкотравных лугах, поэтому нужно постоянно мотаться из леса на луг и обратно. А в городе все рядом. Устроил гнездо на дереве в придорожной аллее, а за едой просто спускаешься на подстриженный газон внизу. Благодать! Неудивительно, что в лесах средняя плотность вяхирей – обычно 4–8 пар на квадратный километр, а, например, в Светлогорске – до 80–120 пар. 

Разумная стратегия 

Впрочем, наиболее интересные перемены в жизни птиц, по наблюдениям Геннадия Гришанова, происходят не в Калининграде, а за его пределами. 
– Серия теплых зим привела к тому, что гуси перестали мигрировать на юг, – отмечает орнитолог. – Оказывается, изменение климатических условий привело к расширению зимовочного ареала у этих птиц. Если раньше его восточная граница проходила в Германии, то теперь  произошло смещение к Литве, к дельте Немана. Причем гуси не сидят на месте, они совершают суточные миграции. Где-то похолодало, снялись с места и совершили суточный перелет – туда, где немного потеплее. Это, надо сказать, разумная стратегия. Длительная миграция для большинства птиц невыгодна, это тяжело, не все выдерживают долгий путь, многие погибают по дороге в теплые края. А тут перелеты короткие, это не так сложно и опасно. 
Похожая ситуация с серыми журавлями. 
– Уже три-четыре года фиксируем зимовку журавля, – говорит Гришанов. – Они тоже не сидят на одном месте, перелетают с места на место, но в дальний путь не отправляются. 
Кстати, по поведению некоторых птиц можно предсказывать погоду. 
– В сентябре, работая на море, я обратил внимание, что некоторые морские птицы – те, что летели с Севера, используя Калининградскую область как транзитную территорию, начали мигрировать раньше, чем обычно, – говорит Геннадий Гришанов. – И я тогда сказал знакомым: «А зима-то будет холодной». И вот, пожалуйста! Зима действительно выдалась суровой. 
Так что наблюдайте за птицами. Во-первых, это красиво. А во-вторых, полезно.

Чайкам не всегда нужно море

Чайкам не всегда нужно море

Чайкам не всегда нужно море

Орнитолог Геннадий Гришанов держит дома щегла Шурика и клеста Кешу. А еще за окном его городской квартиры – множество чаек 

Чайкам не всегда нужно море

Геннадий Гришанов ведет большую просветительскую работу, пишет книги о птицах нашей области и даже может по поведению пернатых предсказать погоду

Выбор редакции