Во Всемирный день балета народная артистка России Илзе Лиепа представила в Калининграде балетную программу в рамках фестиваля «Русский балет навсегда» (6+) и спектакль-концерт «Мой Чайковский» (6+). И дала эксклюзивное интервью «АиФ-Калининград».
Аристократизмом манер и точёными чертами лица наследница балетной династии удивительно напоминает своего легендарного отца. С воспоминаний о нём и начали разговор.
Дорогу творчества указал отец
- Илзе, каким запомнился вам отец?
- Дома это был добрый и смешливый папа, всё наше детство «отработавший» Дедом Морозом. Но в работе был бескомпромиссен и неутомим. В балете «Спартак», к примеру, он продумывал до мелочей все партии своего героя. Как-то сказал: «Спектакль через месяц, а ты уже похож на пружину. Вроде бы общаешься с людьми, играешь с детьми, ведёшь обыкновенную жизнь, но внутри у тебя как будто сжимается пружина». А вообще есть такой парадокс: я не вспоминаю об отце, потому что я о нём никогда не забываю. Он всегда со мной.
- Вы - ребёнок закулисья. Очевидно, вопрос о том, связать ли свою жизнь с балетом был для вас само собой разумеющимся?
- Да, я действительно ребёнок закулисья. Отец указал нам дорогу творчества. Она может привести к успеху, может и не привести. Ведь только любовь открывает двери в любую профессию…
- Какие роли для вас самые дорогие?
- Думаю, что это роли в спектаклях, посвящённых эпохе Русских сезонов Дягилева, которые поставил мой брат Андрис: «Шахерезада», «Болеро». Эти спектакли согрели мне сердце и продлили жизнь.
- Вы испытали себя в роли драматической актрисы, сыграв двух царственных женщин: Марию Стюарт в Санкт-Петербургской антрепризе и Екатерину Вторую в театре «Модерн». Насколько для вас это было органично?
- Моя история как драматической актрисы началась с роли Марии Стюарт. На этой работе я встретилась с выдающимся режиссёром, педагогом Вахтанговского училища Владимиром Ивановым. Он скрупулёзно занимался со мной и помог органично ощутить себя в новом амплуа. Мы дружны до сих пор. Моя драматическая история даёт мне возможность и сегодня работать на сцене.
Стопы как корни
- В Калининграде есть филиал Большого театра. Насколько для детей из провинции реально сделать балетную карьеру?
- Я была в вашей балетной школе, там потрясающие условия. Таких нет даже в Москве. Например, правильные балетные залы. В Москве они узкие и вытянутые, а для результативных занятий балетом нужны квадратные. Хорошие педагоги, которые с трепетом относятся к своему делу, копаются в нюансах. Я обратила внимание, что педагоги работают со всем классом, а не с двумя-тремя самыми перспективными детьми. Тщательно следят за постановкой корпуса, спины - одним словом, это правильное образование. Плюс атмосфера, что очень важно. Так что есть все шансы стать самобытным, ни на кого не похожим училищем и давать прекрасные кадры для своего театра. И, вообще, у вас такой прекрасный край! Когда мы приезжаем с дочкой, она всё время говорит: «Мама, я хочу здесь жить!».
- Существует большой разброс мнений по поводу того, с какого возраста детям стоит начинать занятия балетом…
- В нашей школе, которой исполнилось уже четверть века, дети начинают заниматься с трёх лет. И программы, которые мы разработали и практикуем, рассчитаны именно на этот возраст. Это вовсе не значит, что с трёх лет нужны балетный экзерсис и работа у станка. С детьми занимаются ритмикой, лечебной гимнастикой. Их здоровье - прежде всего. Вы знаете, что все правильные физиологические процессы в организме начинаются со здоровья стоп? Есть такой факт: до XIX столетия, когда роды принимали повитухи, они были, говоря современным языком, остеопатами. Могли быстро поправить шейку, ножки. Сегодня этот опыт утрачен. А ведь ребёнок, которому не больше трёх - как пластилин. Это прекрасное время для начала грамотных занятий. Можно вытянуть позвоночник, укрепить стопы. Стопы, как корни, которые дают здоровый мышечный корсет. Моя дочь занимается танцем с трёх лет, и я вижу, как положительно балет повлиял не только на её тело, но и на душу. И хотя она выбрала другую карьеру, я никогда не скажу, что годы у станка были потрачены впустую.
Круче разгрузки вагонов
- Я азартный театрал. Но каждый раз, будучи в столице и собираясь на балетный спектакль, чувствую, как азарт гаснет при виде космических цен на билеты. Во многом благодаря перекупщикам. Как вы относитесь к практике покупки билетов по паспорту?
- Да, неважно отношусь. Ведь я такой же зритель и покупаю билеты задолго до спектакля, иначе их потом не добыть. Но за это время у меня сто раз может измениться ситуация - внеплановое выступление и много других корректив. Но я не могу отдать свой билет друзьям или родным - он ведь именной. А билет тянет на 7 тысяч, которые попросту пропадают. Проблему решать надо, но пока не знаю, как.
- Балетный мир жесток?
- Очень. Балетный труд покруче разгрузки вагонов. Особенно в современном пространстве, когда физиологические достижения выходят на первый план. Сегодня никто из звёзд «золотого» поколения Большого театра не смог бы реализоваться из-за жёстких требований. Ведь гениальной Майе Михайловне Плисецкой сегодня сказали бы, что она профнепригодна! Поскольку у неё был не очень высокий подъём и не соответствующая сегодняшним требованиям выворотность. В общем, тем, кто готовится связать свою жизнь с балетом, нужно отдавать себе отчёт, что это путь тяжёлого труда, который надо любить совершенно беззаветно.
Справка
Илзе Лиепа родилась в 1963 году в семье народного артиста СССР Мариса Лиепы и актрисы Московского драматического театра Маргариты Жигуновой. В 1981 году окончила Московское академическое хореографическое училище, после чего была принята в балетную труппу Большого театра.
В начале карьеры солировала в классических балетах и в таких операх, как «Кармен», «Иван Сусанин», «Травиата». В 1991 году окончила педагогическое отделение ГИТИСа.
Создатель и руководитель детской балетной школы. Художественный руководитель ежегодной премии детского и юношеского танца «Весна священная».
Источник - газета «АиФ-Калининград», №25, 2025 год.