10:34

Калининградская область началась с сельдяных экспедиций

Наверное, не все калининградцы знают, почему выбрана именно эта рыба? Все просто. Именно селедку отправлялись ловить первые калининградские рыбаки. 
И на набережной музея неспроста нашел пристанище средний рыболовный траулер СРТ-129. Его построили в 1950-м, и, глядя на его небольшие размеры, трудно представить, что на таком суденышке можно было уходить далеко в море. Но первые наши рыбаки ходили именно на таких. 

Одни из лучших в стране

– Рыбный промысел в Калининградской области начался ровно 85 лет назад, – сказала на церемонии открытия праздника директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова. – Представьте себе 1948 год, разрушенный во время войны город. Все лежит в руинах. Но нужно накормить тех, кто здесь поселился. И вот на таких маленьких судах вышли в море рыбаки, и не просто в море – в океан, к берегам Исландии, где волны порой захлестывали до самой вершины мачты. Но наши рыбаки ничего не боялись! Они кормили не только местное население, но и стали добывать столько рыбы, что ее поставляли на всю страну. Калининградские рыбаки были одними из лучших. Благодаря им был построен город. И если вспомнить первые стадионы, клубы, концертные залы, их посвящали именно рыбакам. После трудного рейса они возвращались домой с уловом, кормили и восстанавливали наш город, наш край. Потому и «День селедки» мы празднуем в апреле, когда идет путина.                   
В первую сельдевую экспедицию 1948-го вышли всего пять шхун. И можно сказать, что с этих походов Калининград и начался как рыбный город. Но цена той рыбы была велика. В первые десятилетия местного рыбопромысла затонули 39 судов, 183 рыбака не вернулись к своим семьям.  
 – Из тех первых пяти шхун назад не пришла одна, – напомнил собравшимся на церемонии президент Калининградской ассоциации морских капитанов Валерий Мезенцев.  – В 1949 году в сельдяную экспедицию ушли уже 15 судов. Тогда же появились первые замечательные корабли – средние рыболовецкие траулеры, построенные в ГДР. А в 1978-м на изгибе реки Преголи (как раз у Музея Мирового океана ) калининградским рыбакам поставили памятник за то, что они выловили максимальный объем рыбы на то время: 1 млн тонн! Больше всех в стране! 
Рядом с памятником установлены таблички с названием судов, которые навсегда останутся в море. К ним в субботу возложили цветы. 
Сегодня калининградские рыбаки, хоть и не в таком количестве, как прежде, уходят в море. На празднике председатель рыболовецкого колхоза «За Родину!» Сергей Лютаревич рассказал, что как раз сейчас работники этого объединения ушли на путину салаки.  
– Хочу поблагодарить ветеранов за то, что они создали эту отрасль, – сказал Сергей Лютаревич. – А Светлану Сивкову  – за организацию такого истинно калининградского праздника, который приобрел всероссийскую известность.    
Факт, что праздник знают далеко за пределами области, подтвердил замруководителя всероссийской организации «Рос-качество» Антон Куканов. Он специально приехал на мероприятие. 
– Это один из качественных и масштабных фестивалей рыбной продукции в стране, – рассказал он журналисту «Страны Калининград», – и мы не могли пройти мимо него. Более того, в этом году вместе с Минпромторгом, Министерством сельского хозяйства России и Росрыболовством, а также торговыми сетями запускаем проект по продвижению русской рыбы. Его суть – в каком-то регионе проводится фестиваль, посвященный определенному виду рыбы, а в других в это же время можно будет купить ее со скидкой. Будь то селедка, минтай и так далее. Хотим привлечь внимание россиян к рыбе, потому что есть ее очень полезно. Конечно, сегодня рыба зачастую проигрывает той же курице по цене, а иногда и по качеству. Наша основная функция – как раз мониторинг качества в том числе рыбной продукции. Потому что не всегда покупатель получает высокое качество за высокую цену. Потому одна из наших задач – продвигать качественную рыбную продукцию. Мы, кстати, проверяли ваши шпроты и рыбные палочки. И обоим видам продукции был присвоен «Знак качества».    

Узелок к узелку – выйдет трал   

Без чего рыболовецкое судно никогда не выйдет в море? Конечно, без трала! На празднике свою продукцию в уменьшенном формате представила компания «Фишеринг Сервис» из Пионерского. Ее работники создают тралы не только для флотов нашей страны, но и для рыбаков со всего мира. 
– На праздник нас пригласила директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова, чтобы калининградцы воочию увидели, какими орудиями лова пользуются рыбаки. Сегодня тралы есть как глубинные, так и донные, то есть приспособленные, чтобы ловить косяки рыб в разных условиях, – рассказал нам основатель и бессменный директор «Фишеринг Сервис» Андрей Федоров.  
В советское время он сам ходил в море трал-мастером от Пионерской базы океанического лова. А когда в начале 90-х рыбная отрасль развалилась, основал предприятие по созданию тралов. В марте компания отметила 30-летие.     
– Мы, как и всегда, продолжаем совершенствовать орудия лова. Сейчас готовим к запуску три модели тралов, – говорит Андрей Федоров. – Также у нас появилось новое направление. Все больше экипажей обращаются к нам за ремонтом тралов. Раньше они это делали за границей, а сейчас этой возможности лишились. И мы помогаем решить проблему. Надеемся, что подтянутся и судоремонтные предприятия, чтобы российские суда могли в нашей области получать полный комплекс услуг: от починки трала до самого судна. Как было в советские годы.    

Вспоминают рыбаки…

«Первый рейс – и сразу за селедкой» 

– В 1962 году, когда я учился в Ленинградском мореходном училище, нас послали на годичную практику, – вспоминает Владимир Зайцев. – Я попал на СРТР 4544, на котором ловили селедку в Северном и Норвежском морях. Ловили сетями – ставили их по 120–130 штук, а потом выбирали. Я, к примеру, работал на «вожаке» – это такая длинная веревка, которая тянула сети вниз. Она была очень тяжелой, но мы были молодые, сильные! Но после той сельдяной экспедиции я селедку ненавидел (смеется). Но позже  любовь к этой рыбе, конечно, вернулась. 

Радист предотвратил аварию на судне 

– Первый мой рейс состоялся в 1962 г. Тогда калининградские рыбаки уже ловили ставриду и скумбрию у берегов Африки большими морозильными траулерами, – рассказывает Владимир Николов. – Там одновременно и морозили улов, и рыбную муку готовили. Моя специальность – радист. Я отвечал за безопасность мореплавания: обслуживал приборы, по которым судно ориентируется в тумане, ищет рыбу гидроакустикой. И однажды у нас сломало трубку лага – это такой прибор, который выстреливается с днища судна под воду и определяет его скорость. В ней – давление, и из-за аварии вода мощным напором хлынула в отсек с ценными приборами, в том числе гирокомпасом, без которых судно наполовину ослепнет. И я не раздумывая сиганул в шахту с ледяной водой, успел аварию устранить, хотя воды нахлебался. У меня тогда случился такой стресс, что облысел в 36 лет. В море ходил до 2008 г. Через три месяца отмечу 84-летие. Селедку ловил много, но сам не ел. Она мне как не зашла в детские голодные годы, так и не смог себя пересилить. Хотя другую рыбу люблю. 

«И в 69 лет работаю капитаном» 

- Как и многие калининградцы, я окончил КВВИМУ, - рассказывает Александр Васильев. - С 1977 года и до сих пор моя жизнь связана с морем. Обеспечивал перевозку выловленной рыбы из районов промысла. В открытом море принимали грузы и везли их в Калининград. В советские годы наши рыбаки добывали много рыбы – до 11 % от общего всесоюзного объема. А так как поначалу охлаждающих емкостей не было, селедку солили прямо на промысле. Всякое, конечно, в рейсах было. В том числе спасали экипаж с горящего судна, помогали другим терпящим бедствие в море. В 1993-м я стал капитаном и работаю в море до сих пор, хотя мне 69 лет. За это время видел и расцвет российского рыболовства, и упадок отрасли в 1990–2000-е. Сейчас российского флота мало, работаем на иностранных судах. Но я надеюсь, что отрасль возродится еще при моей жизни.     



 Благодарим компанию «Фишеринг Сервис» за помощь в подготовке материала

Выбор редакции