Калининградцы давно привыкли к облику областного Театра кукол, здание которого было построено знаменитым архитектором Фридрихом Хайтманном в 1899–1901 годах как кирха памяти прусской королевы Луизы.
Правда, изначально одна из самых ярких достопримечательностей города выглядела иначе. Светлые стены и зеленый шпиль появились в советское время при переделке бывшей кирхи в театр по проекту калининградского архитектора Юрия Ваганова. Собственно, во многом благодаря ему творение Хайтманна сохранилось до наших дней. Но об этом чуть позже.
Еще до этого был объявлен конкурс на выполнение работ по разработке проектной документации по ремонту крыши и фасада объекта культурного наследия. Заказ на два с лишним миллиона рублей получило ООО «Строймонтаж-сервис». В ноябре 2022-го на научно-методическом совете при Службе госохраны памятников руководитель компании-подрядчика Валерий Щербатых и архитектор Артур Сарниц представили несколько вариантов внешнего вида фасадов.
В ходе двухчасовой совершенно отчаянной дискуссии эксперты не смогли прийти к единому мнению. В итоге региональная Служба госохраны объектов культурного наследия отобрала три цветовых решения, их отправили членам и участникам совета (чтобы те могли их внимательней изучить) и разместили в соцсетях для голосования. В итоге остановились на варианте восстановления фасада и кровли в историческом виде.
Это решение одобрено экспертизой (комиссию по ее проведению возглавляла советник президента Союза архитекторов России Ирина Маркина. – Прим. авт.), результаты которой опубликованы на сайте регионального правительства. «Принято за основу решение по использованию кровельной жести графитового цвета с укладкой в фальц. По фасадам предложено и принято решение по колеру фасадных плоскостей – серо-коричневый (светлый) цвет. По декоративной отделке углов и деталей – контрастный светлый руст», – говорится в документе.
– Это был отличный проект, – считает он. – Красивое высказывание. Но в архитектурной реставрации есть правило: если можно вернуться к изначальному варианту, лучше это сделать.
При этом Сарниц не думает, что новый (старый) облик останется с работой Хайтманна навсегда.
– Кто знает, может, через 30–40 лет мы вернемся к вагановскому варианту, – сказал он.
А еще архитектор мечтает о том, что когда-нибудь вернется фигура сидящего Христа, которая украшала фасад кирхи у западного входа. В 70-х годах она исчезла. Но сохранились фото, воспоминания. Все при желании можно восстановить.
– В каждом храме должен жить Бог , а в каждом доме – домовой, – уверен Сарниц.
Руководитель Службы госохраны объектов культурного наследия Евгений Маслов в принципе не исключает такой возможности.
– Все зависит от финансирования, – резонно заметил он во время беседы с корреспондентом «Страны Калининград».
В целом он рад, что дело дошло до ремонта кровли и фасадов, которые находятся в удручающем состоянии.
– Должна пройти строительная экспертиза, после которой будет ясен необходимый объем финансирования.
Что касается цветового решения, оно кажется Маслову взвешенным и обоснованным.
– Помимо всего это будет просто красиво, – высказал уверенность он, напомнив, что здание несколько раз перекрашивалось до войны и после.
Сделать это поручили молодому архитектору Юрию Ваганову. Тот с энтузиазмом взялся за дело, создал интересный проект, но в самый разгар работы «наверху» все переиграли, решив все же Луизен-кирху снести, а на ее месте построить новое здание кукольного театра.
– В 2005 году я сделал с Юрием Вагановым интервью для несуществующей ныне «Калининградской правды». «Мы, архитекторы, пошли на самый настоящий обман, – признался Юрий Михайлович. – Занизили смету работ по реконструкции в три раза. Сказали, что реконструкция обойдется всего в шестьсот тысяч рублей. Строительство же нового здания обошлось в миллион восемьсот тысяч рублей. Облисполкомовские начальники почесали репы и решили оставить кирху. Потому что так выходило дешевле.
В книге немецкого исследователя Балдура Кестера «Архитектура Кёнигсберга» спасителем кирхи называется автор проекта реконструкции – Ваганов. Сам же он скромно уступил эту честь тогдашнему директору «Калининградгражданпроекта» Игорю Грабову.
– Для Игоря Андреевича это был гражданский подвиг, – продолжил Ваганов. – Он рисковал всем. И должностью, и карьерой. Ведь если бы нас раскусили, его могли запросто исключить из партии.
По словам Ваганова, когда началось восстановление кирхи, внезапно выяснилось, что денег не хватает. Грабов, к тому времени главный архитектор города, ездил несколько раз в Москву и выбивал дополнительные средства. Его спрашивали, мол, какой дурак делал расчеты? Как можно за шестьсот тысяч сделать театр? На что Грабов неизменно отвечал: «Мы его обязательно найдем, этого умника, и накажем», вспоминал Ваганов. Но риск, уверен архитектор, был оправдан. «Мы во время работы просто влюбились в проект. Как-то все так удачно легло, так все сошлось и совпало… В нашей профессии такое случается нечасто», – признался он.
Калининградский театр кукол открылся в 1976 году и сразу стал весьма популярен.
Правда, изначально одна из самых ярких достопримечательностей города выглядела иначе. Светлые стены и зеленый шпиль появились в советское время при переделке бывшей кирхи в театр по проекту калининградского архитектора Юрия Ваганова. Собственно, во многом благодаря ему творение Хайтманна сохранилось до наших дней. Но об этом чуть позже.
С кровлей беда
За последние годы этот объект культурного наследия несколько обветшал, и его решили привести в порядок. О необходимости ремонта директор Театра кукол Александр Перебейнос рассказал в эфире радио «Балтик Плюс» (12+) осенью прошлого года: «Дело сдвинулось. В этом году наше правительство и Минфин оказали финансирование для составления проектно-сметной документации. Это ремонт кровли и фасада, без чего двигаться дальше нельзя. В следующем году мы будем изыскивать средства и надеемся, отремонтируем кровлю, которая течет. Да и у фасада вид неприятный. Внутри мы делали ремонт в 2013 году, там у нас все достаточно хорошо и уютно. Но с кровлей беда. Мы поэтому огородили себя от туристов, это чреватое дело. Нужно ремонтировать».Еще до этого был объявлен конкурс на выполнение работ по разработке проектной документации по ремонту крыши и фасада объекта культурного наследия. Заказ на два с лишним миллиона рублей получило ООО «Строймонтаж-сервис». В ноябре 2022-го на научно-методическом совете при Службе госохраны памятников руководитель компании-подрядчика Валерий Щербатых и архитектор Артур Сарниц представили несколько вариантов внешнего вида фасадов.
В ходе двухчасовой совершенно отчаянной дискуссии эксперты не смогли прийти к единому мнению. В итоге региональная Служба госохраны объектов культурного наследия отобрала три цветовых решения, их отправили членам и участникам совета (чтобы те могли их внимательней изучить) и разместили в соцсетях для голосования. В итоге остановились на варианте восстановления фасада и кровли в историческом виде.
Это решение одобрено экспертизой (комиссию по ее проведению возглавляла советник президента Союза архитекторов России Ирина Маркина. – Прим. авт.), результаты которой опубликованы на сайте регионального правительства. «Принято за основу решение по использованию кровельной жести графитового цвета с укладкой в фальц. По фасадам предложено и принято решение по колеру фасадных плоскостей – серо-коричневый (светлый) цвет. По декоративной отделке углов и деталей – контрастный светлый руст», – говорится в документе.
Красивое высказывание
Артур Сарниц – сторонник возвращения зданию исторического (или близкого к нему) облика и отдает должное тому, что сделал Ваганов и его соратники.– Это был отличный проект, – считает он. – Красивое высказывание. Но в архитектурной реставрации есть правило: если можно вернуться к изначальному варианту, лучше это сделать.
При этом Сарниц не думает, что новый (старый) облик останется с работой Хайтманна навсегда.
– Кто знает, может, через 30–40 лет мы вернемся к вагановскому варианту, – сказал он.
А еще архитектор мечтает о том, что когда-нибудь вернется фигура сидящего Христа, которая украшала фасад кирхи у западного входа. В 70-х годах она исчезла. Но сохранились фото, воспоминания. Все при желании можно восстановить.
– В каждом храме должен жить Бог , а в каждом доме – домовой, – уверен Сарниц.
Руководитель Службы госохраны объектов культурного наследия Евгений Маслов в принципе не исключает такой возможности.
– Все зависит от финансирования, – резонно заметил он во время беседы с корреспондентом «Страны Калининград».
В целом он рад, что дело дошло до ремонта кровли и фасадов, которые находятся в удручающем состоянии.
– Должна пройти строительная экспертиза, после которой будет ясен необходимый объем финансирования.
Что касается цветового решения, оно кажется Маслову взвешенным и обоснованным.
– Помимо всего это будет просто красиво, – высказал уверенность он, напомнив, что здание несколько раз перекрашивалось до войны и после.
Хотели снести, но передумали
Уцелев во время войны, кирха Королевы Луизы долгое время находилась под угрозой сноса. Но в конце концов решили приспособить бывшее культовое здание под Театр кукол.Сделать это поручили молодому архитектору Юрию Ваганову. Тот с энтузиазмом взялся за дело, создал интересный проект, но в самый разгар работы «наверху» все переиграли, решив все же Луизен-кирху снести, а на ее месте построить новое здание кукольного театра.
– В 2005 году я сделал с Юрием Вагановым интервью для несуществующей ныне «Калининградской правды». «Мы, архитекторы, пошли на самый настоящий обман, – признался Юрий Михайлович. – Занизили смету работ по реконструкции в три раза. Сказали, что реконструкция обойдется всего в шестьсот тысяч рублей. Строительство же нового здания обошлось в миллион восемьсот тысяч рублей. Облисполкомовские начальники почесали репы и решили оставить кирху. Потому что так выходило дешевле.
В книге немецкого исследователя Балдура Кестера «Архитектура Кёнигсберга» спасителем кирхи называется автор проекта реконструкции – Ваганов. Сам же он скромно уступил эту честь тогдашнему директору «Калининградгражданпроекта» Игорю Грабову.
– Для Игоря Андреевича это был гражданский подвиг, – продолжил Ваганов. – Он рисковал всем. И должностью, и карьерой. Ведь если бы нас раскусили, его могли запросто исключить из партии.
По словам Ваганова, когда началось восстановление кирхи, внезапно выяснилось, что денег не хватает. Грабов, к тому времени главный архитектор города, ездил несколько раз в Москву и выбивал дополнительные средства. Его спрашивали, мол, какой дурак делал расчеты? Как можно за шестьсот тысяч сделать театр? На что Грабов неизменно отвечал: «Мы его обязательно найдем, этого умника, и накажем», вспоминал Ваганов. Но риск, уверен архитектор, был оправдан. «Мы во время работы просто влюбились в проект. Как-то все так удачно легло, так все сошлось и совпало… В нашей профессии такое случается нечасто», – признался он.
Калининградский театр кукол открылся в 1976 году и сразу стал весьма популярен.
Создал Луизен-кирху знаменитый архитектор Фридрих Хайтманн. Зеленым шпиль на здании стал уже в советское время
В таком виде Театр кукол должен предстать в ближайшее время
(визуализация предоставлена компанией-подрядчиком)