Приводят в порядок не только старый немецкий фонд, но и советские многоэтажки. На лекции в арт-пространстве «Ворота» в рамках проекта «Историческое наследие и характер места» (0+) генеральный директор Фонда капитального ремонта Калининградской области Олег Туркин рассказал, чем он особенно гордится.
Заработали доверие
Калининградская область с точки зрения жилого фонда специфична: больше половины всех зданий построены до войны и многие находятся в плачевном состоянии. Денег на их спасение вечно не хватало. В 2014 году в облдуме прошла презентация проекта региональной программы капитального ремонта, а с октября 2015 года в реконструкции участие стали принимать калининградцы. Теперь мы ежемесячно платим за капремонт общего имущества многоквартирных жилых домов — и вместе с деньгами из бюджета это позволяет сдвинуть с места, казалось бы, неподъемные проекты.В Железнодорожном много красивых домов. Их восстановили – и поехали туристы
– Один из самых ярких примеров комплексного капремонта не отдельных зданий, а целых кварталов — это поселок Железнодорожный, – рассказал Олег Туркин. – Там сейчас идет уже третья очередь работ. Когда мы пришли, многие здания находились в критическом состоянии, и прежде всего важно было, чтобы они просто не упали. Поэтому начинали с крыш, фасадов, подвалов, фундамента, затем занялись инженерными сетями (водой, канализацией, заменой старой, еще немецкой электрики), теперь делаем подъезды. Необычным был опыт еще и потому, что работы шли без расселения жителей, они оставались в своих квартирах, и нужно было стараться их меньше беспокоить, учитывать пожелания. Вообще, прежде чем люди стали нам доверять, не ждать, что им выставят счет или выселят, прошел примерно год. Ведь им и раньше что-то обещали, но чаще всего дома просто выкупали и разбирали на кирпичи.
Там у нас родилась «теория красивых окон» – и она работает везде. При капремонте сделали уличные кашпо на окнах для цветов, но первое время их никто не использовал. Мы в Железнодорожном работаем три года — и цветов стало много! Теперь дома вслед за нами преображают сами жители. Среда, в том числе архитектурная, влияет на человека, его восприятие мира вокруг и внутренний уровень счастья. Во Франции, например, считается, что сохраненная и отремонтированная историческая среда так же влияет на воспитание человека, как, скажем, школьное образование. И я с этим согласен. Помню, как я почти заплакал, когда 1,5 года назад в Железнодорожный приехал первый туристический автобус. Теперь же появился турпоток, новые рабочие места, приходят инвестиции – все развивается, идет эволюция места.
В Черняховске фасады старинных зданий отреставрировали, используя архивные документы и снимки
Двери меняют на реплики
Фонды капремонта есть по всей стране, но наш считается одним из лучших. Поводов для гордости много. Например, когда-то старую керамическую черепицу при ремонте домов просто сбрасывали с крыши, теперь же ее аккуратно снимают и фонд передает материал на восстановление кирх и замков. Раньше при капремонте фасада старую дверь автоматически меняли на железную, а сейчас исторические двери либо восстанавливают (для этого запустили курсы реставраторов, и их выпускники уже открыли собственную мастерскую в Черняховске) или делают реплику, находя аналоги в каталоге старых дверей (фонд сделал такую подборку по всей области).– Мы уделяем много внимания деталям. Можно весь фасад сделать хорошо, но если там будет стоять та же железная дверь, она все испортит. А какой-то элемент может сам стать достопримечательностью: в Железнодорожном, на ул. Коммунистической, на стене одного из домов вскрылась старая реклама магазина — мы ее очистили, убрали под стекло, и она стала «изюминкой». Работаем с историческими документами: во время ремонта домов на ул. Театральной в Черняховске нашли архивы и старые фотографии, по ним воссоздали утраченные архитектурные элементы и расстеклили балконы. Некоторые здания украшаем стрит-артом — огромными рисунками на всю стену (для того, чтобы муралы стали законными, их вносят в паспорт фасада), – рассказал Туркин.
Важной историей стало преобразование типовой советской застройки: удачные примеры уже есть напротив Рыбной деревни на Острове, на ул. Баграмяна, напротив Музея Мирового океана.
– Мы стараемся делать из безликих домов уникальные, со своим лицом, – поделился глава местного Фонда капремонта.
Привлекают жителей
Активно в фонде привлекают к работе жителей и ценят, если те проявляют инициативу. Например, собственники из дома № 22–24 на ул. Житомирской в Калининграде активно выступали за восстановление исторической башенки. Это было технически сложно, но фонд пошел навстречу. А в доме № 3 на ул. Октябрьской (здание бывшего сиротского еврейского приюта около синагоги) сделали потрясающие подъезды — теперь жители планируют проводить экскурсии, а на чердаке открыть арт-пространство.– Так что сам ремонт дома — лишь часть задачи, которую перед собой ставим. Мало отремонтировать здание: если оставить его бесхозным, за два года оно превратится в ветхое, а через 10 лет мы его потеряем. Важно давать месту новую жизнь — и это наше общее дело, – считает Олег Туркин.
Некоторые дома при ремонте украшают стрит-артом, например, как на ул. Баграмяна
Фото автора, Александра Мелехова и из архива «Ворот»
поделиться