08:00

Усадьба фон Заукенов: разбитые мечты

К сожалению, приходящих в упадок памятников в Калининградской области хватает. 
Но каждый раз человек, неравнодушный к прошлому и настоящему этой земли, испытывает боль, когда уходит часть ее истории. Особенно неприятно, когда еще недавно у замка, кирхи или виллы были неплохие перспективы, и вдруг – раз, и они исчезли. Подобная история произошла с эффектной усадьбой фон Заукенов (Заукенхоф) в современном поселке Лужки Озерского городского округа. 

Татары из Татаррена 

Усадьба эта принадлежала необычному семейству, связанному с крымскими татарами. Не напрямую, но опосредованно. 
В XVII веке пришедшая с теплых берегов Черного моря лихая конница вихрем пронеслась по Восточной Пруссии. Несмотря на то, что иноземцы оставили не самые приятные воспоминания у местных жителей, никто особо не возражал, когда они поселились близ Даркемена (ныне Озерск. – Прим. авт.). 
Поселок, в котором осели татары, ожидаемо стал называться Татаррен. Земля эта принадлежала семейству фон Заукенов, власть которого распространялась и на соседнее село Тарпучене (с 1939 года – Заукенхоф, а сейчас это Лужки. – Прим. авт.). Собственно усадьба там была построена в 1848 году. Изначально стиль ее можно было определить как поздний классицизм. Позднее, в начале XX века, ее перестроили под необарокко. 
Основное внимание в этих местах (что тоже неудивительно) получило коневодство. Как сообщает местное краеведческое издание «Балтийский альманах» (12+), конезавод в Татаррене, будучи крупным предприятием, работал по программе создания тракененской породы лошадей.

«Почемучка» спешит на помощь 

С конца XVIII века по 1945 год сменились пять поколений семейства фон Заукенов. Среди них, пожалуй, наиболее известен художник Эрнст фон Заукен (1857–1920). Мы знаем, что он учился в Кёнигсбергской художественной академии, а с 1879 года – в Дюссельдорфе у известного мастера Кристиана Крёнера. Эрнст работал в Дюссельдорфе, потом в Берлине. Он был весьма плодовит, часто выставлялся в ведущих галереях Германии. Беда в том, что многие его работы сейчас, к сожалению, потеряны. Последним владельцем усадьбы, насколько известно, был Отто фон Заукен, скончавшийся в Мюнхене 27 сентября 1984 года в возрасте 89 лет. 
В советское время хорошо сохранившееся здание долгое время использовалась как школа-восьмилетка. В 1980-х годах она переехала, после чего усадьба стала приходить в запустение.
 Новый этап в жизни исторической достопримечательности начался в 2015 году, когда ее приобрел учредитель ООО «Почемучка» Руслан Давыдович почти за миллион рублей. В покупку вложился и координатор общественной группы «Прусское наследие» архитектор Олег Ли. 
Планы, как писал тогда «Новый Калининград» (18+), у компаньонов были грандиозные. Предполагалось привести в порядок не только саму усадьбу, в которой должен был разместиться отель и ресторан, но и прилегающий к ней парк в 17 гектаров. Средства на все это планировалось собирать с помощью краудфандинга. «Желающие могут внести взнос в любом размере и получить благодарность в виде памятной таблички, коллекции гербария из парка и даже стать совладельцами будущей усадьбы», – цитировало издание пресс-секретаря «Прусского наследия». 
Кроме отеля с рестораном, планировалось открыть несколько художественных мастерских. Об этом, в частности, семь лет назад сообщал «Калининград.ru» (18+), со ссылкой на Олега Ли. По его словам, умельцы могли бы заниматься традиционными для нашего региона промыслами, например обработкой янтаря. Сами участники «Прусского наследия» хотели бы наладить производство кирпича и других схожих материалов для реставрации различных объектов культурного наследия.
Что касается непосредственно усадьбы, то в первую очередь предполагалось провести противоаварийные и консервационные работы – восстановить кровлю, починить водостоки, решить вопрос с электричеством. 
– Мы опасаемся, что если ничего не делать, то в течение двух-трех лет это может привести к обрушению, и мы вместо относительно целого здания сразу получим руины, — цитировало издание Олега Ли.

Разошлись пути 

Но дело откровенно не заладилось. Время шло, а никаких работ ни в усадьбе, ни вокруг нее не производилось. Здание пустовало, являясь прибежищем разного рода асоциальных элементов. Весной 2016 года это привело к довольно серьезному пожару. 
Прокуратура Озерского района проводила проверку, на собственника был наложен штраф в 200 рублей. «Бездействие юридического лица создает реальную угрозу утраты памятника архитектуры и может привести к его дальнейшему разрушению», – говорится на сайте ведомства. 
В конце 2020 года суд Московского района Калининграда обязал ООО «Почемучка» «установить ограждения и ограничить свободный доступ к объекту недвижимости – «Дом усадебный» начала XX»… в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
Но и поныне в здание может войти любой желающий. За несколько лет крепкий еще недавно дом превратился в развалины. Складывается впечатление, что жить ему при таком отношении осталось недолго. 
Олег Ли в беседе с корреспондентом «Страны Калининград» сообщил, что его пути с Русланом Давыдовичем давно разошлись. И сейчас он потерял вложенные в проект пятьсот с лишним тысяч рублей, «оставшись с носом и с испорченной репутацией».
– Я пытался отсудить у ООО «Почемучка» здание, но мне этого добиться не удалось, – добавил Ли. 
Сам Руслан Давыдович прокомментировать ситуацию журналистам оказался не готов. 
Руководитель региональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов сообщил «Стране Калининград», что решение суда не исполняется, и потому в планах – изъятие объекта у собственника. Дело это, однако, непростое, да и сама процедура долгая, когда она закончится, неясно. Превратившаяся в помойку усадьба может просто не дождаться ее завершения.

Усадьба фон Заукенов: разбитые мечты

Даже в таком «убитом» виде старинная усадьба производит сильное впечатление

Усадьба фон Заукенов: разбитые мечты

Попасть в старинное здание довольно  легко, при этом находиться там может быть опасно для жизни


Выбор редакции