или Зарегистрироваться
Мамочкам
3286
0
22 февраля 2021

Каждый второй подросток знаком с киберагрессией

Эксперт по безопасности в интернете объясняет, с чем сегодня сталкиваются дети в сети и чем им помочь
Всемирный день безопасного интернета мы отмечали 9 февраля. 
К этой дате в лектории Центра информатизации образования областного Института развития образования выступила Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии МГУ. Она рассказала о том, как часто подростки подвергаются кибернасилию и сколько времени проводят в гаджетах.

Цифровые поколения

Фонд Развития Интернет, который возглавляет Галина Солдатова, с 2007 года проводит исследования о вли-янии интернета на детей, об их поведении в сети, о рисках и угрозах. 
– Сегодня у нас уже есть три цифровых поколения: Y (те, кто родился в 1983–2000 годах), Z (в 2001–2010 годы) и Альфа (с 2011 года). В России это более 63 млн человек, то есть почти половина населения. В мире же цифровое поколение – 4,5 млрд человек, – говорит эксперт. – Появилось даже понятие «цифровое детство»: когда интернет выступает уже как среда обитания, источник развития и фактор социализации. Онлайн-среда наряду со взрослыми конкурирует за внимание и развитие ребенка. И если раньше мы точно знали, как воспитывать и обучать подрастающего человека, чтобы он стал успешным, то сегодня все размыто.

Возраст инициации

Возник и еще один термин – «цифровая социализация»: это опыт в смешанной офлайн- и онлайн-реальности, формирование цифровой личности как части реальной.
– Дети с маленького возраста взаимодействуют с онлайн-помощниками, общаются в сети, делают там покупки. Цифровая социализация совмещается и конкурирует с традиционной. По нашим исследованиям, в 2010 году в России возрастом интернет-инициации считались 10 лет, сейчас это происходит раньше. Растет высокая и гиперподключенность – дети в сети проводят в день от 6 до 9 часов, – делится эксперт. – Интересно, когда именно они заходят в интернет. Чаще всего перед сном или сразу после пробуждения, в дороге, на переменах. Всех вариантов огромное количество — сеть сопровождает постоянно, а смартфоном ежедневно пользуется более 90% подростков. Если говорить о том, где именно они проводят столько времени, то на 2019 год это прежде всего в «ВКонтакте», WhatsApp, Youtube и Instagram (а вот у их родителей лидирует WhatsApp и Instagram). Любопытно, что время в сети у них и родителей постепенно сближается, да и сами площадки стали чаще пересекаться. Но все же именно подростки всегда первыми осваивают новые онлайн-площадки — например, тот же TikTok (в прошлом году он занял 1-е место в мире по количеству скачиваний). Хотя есть там и активные взрослые (у TikTok в России довольно большая возрастная аудитория), в том числе педагоги. Мне нравится учитель математики из Челябинска Петр Земсков – у него почти 300 тысяч подписчиков и 1,9 млн лайков. Он размещает там образовательный контент: за 60 секунд объясняет разные примеры по своему предмету.
Согласно исследованиям, границы офлайн- и онлайн-среды размываются, появляется смешанная реальность. По данным 2019 года, каждый второй подросток считает, что живет именно в ней: он постоянно переключается и не слишком различает виртуальные и реальные миры. Становится цифровой и личность, этому способствуют гаджеты, без которых мы себя уже не представляем, оцифрованные данные и т. д. Так что развиваются подростки в так называемой новой социальности – среде, где развиваются они через онлайн-общение.

Хейтинг и шейминг

– Интернет несет с собой не только возможности, но и риски. Прежде всего коммуникационные (связанные с общением — киберунижение, киберпреследование и т. п.) и контентные (материалы с агрессией, насилием и т. п.). Кроме того, каждый третий подросток сталкивался с техническими рисками (взлом аккаунтов, вирусы), а каждый пятый – с потребительскими (хищение денег через онлайн-банкинг, некачественные покупки). А еще у каждого пятого подростка есть признаки интернет-зависимости, – рассказывает профессор. – Причем большинство родителей, по опросам, даже не подозревают о том, что дети сталкиваются в интернете с ситуациями, которые их расстраивают и беспокоят. А все потому, что за поддержкой в таких случаях они редко идут к маме и папе (и почти никогда – к учителям), а обращаются к друзьям или вообще никому об этом не говорят. Хотя последствия бывают самые серьезные: тревожные расстройства, депрессии, социальная изоляция, трудности с успеваемостью. 
А насилия и того, что может ранить, в интернете – и особенно в рунете – предостаточно. По индексу цифровой культуры на 2020 год (это исследование культуры общения в сети проводит компания Microsoft. – Прим. авт.) Россия заняла 31-е место из 32 возможных.
– Мы анализировали поведение молодежи от 15 до 25 лет в интернете в 2019 году. Чаще всего, по их ответам, из негативного контента они сталкиваются с фейками, оскорблениями, картинками и видео с насилием и жестокостью. Попадает это к ним через рекламные баннеры, случайную поисковую выдачу, ссылки, соцсети, – сообщила Солдатова. 
При этом каждый второй старший подросток становится участником или свидетелем разных видов киберагрессии (но тут стоит отметить, что роли быстро меняются, и жертва легко становится агрессором). Ее выбирают за простоту, скорость, безнаказанность, анонимность и потому, что не видят реакцию жертвы. А главные мотивы – развлечение и власть. Флейминг (публичные оскорбления и разжигание спора), троллинг (провокационные сообщения), хейтинг (негативные комментарии), шейминг (публичное унижение или пристыжение человека) – лишь небольшая часть происходящего.
– По идее, тут им как раз должны помочь взрослые. Но цифровой разрыв между поколениями сегодня большой, и он не позволяет родителям, педагогам выступать как экспертам, передающим опыт. Так что цифровая компетентность становится одним из главных навыков ХХI века. Мы замеряли этот показатель у самих подростков и их родителей в 2013 и 2019 годах — рост есть в обеих группах, но небольшой. Конечно, подростки стараются во всем разобраться, в том числе в инструментах безопасности в сети, но делают это самосто-ятельно, хотя давно идет речь о том, чтобы ввести в курс ОБЖ в школе вопросы кибербезопасности, – уточняет спикер. – И родителям, и педагогам важно повышать цифровую грамотность, чтобы стать помощниками для детей. На сайте нашего фонда detionline.com размещены разные пособия (рекомендую «Мы в ответе за цифровой мир»), курс «Кибербезопасность» и много других полезных материалов.

14-IMG_4671.jpg
Сегодня наши дети проводят во Всемирной сети от шести до девяти часов в день  


«Дети Онлайн» – это бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн- консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета. Обратиться за помощью можно по тел. 8-800-25-000-15 и по эл. почте helpline@detionline.com

Как противостоять кибербуллингу и киберагрессии

  • Помнить, что вся информация, попавшая в интернет, будет доступна множеству людей и может быть использована против вас;
  • внимательно добавлять новых друзей в соцсетях;
  • использовать настройки приватности;
  • не реагировать на агрессию и сообщать о ней модераторам или службе поддержки, сохранять доказательства (скриншоты, распечатки сообщений);
  • блокировать обидчиков;
  • обратиться за помощью – к родителям, знакомому взрослому, в службу психологической поддержки.

цитата
,
:
, :
По индексу цифровой культуры Россия в 2020 году заняла 31-е место из 32 возможных

поделиться
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

36556
опрос 13 октября 2021

Что может вас стимулировать сделать прививку от коронавируса?

10