или Зарегистрироваться
Мамочкам
612
0
19 Ноября 2020

Пандемия треплет нервы и родителям, и детям

Психолог рассказал читателям «СК», как без потерь пережить возврат дистанта и справиться с тревогой
С этой недели в калининградские школы вернулось дистанционное обучение. Пока — для 6–10-х классов школ Калининграда и на две недели. 
Эта и другие «коронавирусные» новости добавляют стресса и детям, и родителям. Мы поговорили с педагогом-психологом Еленой Болдыревой, руководителем подразделения Центра диагностики и консультирования детей и подростков в Правдинске, о детской тревожности и о том, чем взрослые могут помочь ребенку в онлайн-обучении.

Не внутри, а рядом

– Новость о возвращении онлайн-уроков многих родителей не порадовала...
– И их можно понять: весной на прием ко мне приходили семьи, которые тяжело справлялись с дистантом. Например, одна мама двоих детей-школьников делилась, что занята с ними с утра до вечера: сначала основными, потом дополнительными занятиями. А ведь еще есть домашние дела и своя работа. На самом деле тогда ситуация лишь обострилась — проблемы с перекосом, особенно у ответственных родителей, в сторону чрезмерного включения в учебу были и раньше. Родителям во время дистанта приходится выбирать роль: быть мамой, помощником, учителем. Совместить несколько вряд ли удастся. Выбор осложняется давлением: со стороны учителей, других родителей, собственного образа «хорошего родителя» в голове. Ведь сложно, читая переписку в классном чате о том, как кто-то снял новый ролик или завешал всю стену рисунками, не подумать, что сам что-то упускаешь. 

– Как избежать перекоса?
– Многие рассказывали, что во время дистанционного обучения вся жизнь в их семье начинала выстраиваться только вокруг учебы — и это плохой вариант. Помню, как на приеме четвероклассник поделился, что лучше будет прогуливать школу, ведь тогда дома не будет ссор с родителями из-за оценок. То есть для него учеба — источник проблем. А ведь на прием его привели с жалобой на отсутствие у ребенка мотивации. Откуда ей взяться?! Родителям нужно быть не внутри процесса обучения, а рядом. Помогать, но не делать все за сына или дочку. И не сводить к учебе все разговоры и общение.

– Что сделать, чтобы на этот раз дистант прошел легче?
– Помогают простые правила: ребенку нужно выстроить расписание и график — расставить опорные точки в течение дня, чтобы учеба отличалась от другого времяпрепровождения. По возможности не стоит заниматься уроками там, где ребенок спит или ест, в идеале, чтобы он переходил в другое пространство. Заниматься перед компьютером лучше не в домашней одежде — нужно переодеться, чтобы было ощущение смены обстановки.
Важно давать педагогам обратную связь: если слишком большой объем домашней работы — говорить об этом, тогда они смогут подкорректировать задания.

Будьте аккуратнее с информацией

– Дистанционная учеба, конечно, стресс. А как быть в целом с пандемией — она влияет на детей?
– Напрямую на приемах дети мне не жаловались на ситуацию с коронавирусом. Но косвенно можно заметить, что уровень тревожности вырос: если раньше родители приходили в основном с жалобами «не хочет учиться и сидит в компьютере», то в этом году фокус сместился на «закрывается, кричит, не хочет общаться». Все это о том, как стрессовая ситуация выходит наружу. 

– Нужно ли говорить о коронавирусе, что-то разъяснять?
– Безусловно, дети должны знать об опасности заболевания и основных правилах поведения: носить маски в общественных местах, мыть руки и т. п. 
В остальном же, если ребенок не спрашивает, я бы не стала выдавать большой объем информации. Нужно быть аккуратнее с телевизором и соцсетями – там сейчас много того, что повышает уровень тревожности. 

Страхи – это нормально

– Если вообще говорить о тревожности — это нормально или повод насторожиться?
– Тревога свойственна нам на протяжении всей жизни, ее цель — уберечь от опасности. Яркий пример у маленьких детей — отход ко сну. Они не спешат засыпать: бегают в туалет, покушать. В основе часто лежит страх: это мы понимаем, что утром проснемся и всех снова увидим, а детям это осознать сложно. Справиться с опасениями помогут простые ритуалы: посидеть перед сном рядом, погладить по спинке, почитать, пока не заснет. 
Причины тревожности бывают явные и скрытые. К первым относятся серьезные изменения в жизни: например, переход из детского садика в школу, рождение брата или сестры, переезд, потеря питомца, развод родителей и т. д. Скрытых тоже много. Например, необходимость соответствовать ожиданиям родителей. Как будто бы есть условия, при которых ребенка любят, а если он их нарушает, отвергают. Например, взрослые говорят, что приносить из школы «4» и «5» хорошо, а вот «3» недопустимо. Или сравнивают сына или дочку с другими детьми, обесценивая действия, — не так рисует, хуже бегает и т. п. Любые ситуации, в которых ребенку, пусть и не напрямую, говорят «ты не такой, как нам бы хотелось», могут запустить повышенную тревожность. А она влечет за собой неуверенность и другие сложности.

– Как нужно поступать?
– Прежде всего, не высмеивать и не обесценивать действия ребенка. Не стыдить за страхи – это нормально. Нужно показать различие между страхами и действительно опасностью: некоторые боятся лягушек, но они безвредны. Один из приемов – медленное приближение: ту же лягушку можно рассматривать издалека, потихоньку подходить к ней, в таком случае ребенок контролирует процесс и может отступить назад в любой момент. 
Если ситуации вызывают повышенную тревожность и их можно избежать — так и поступайте. С возрастом психика становится более устойчивой, и, возможно, то, что пугало в 3 годика, в 5 лет покажется ерундой. Вариант решить все и сразу может сработать — это как бросить в воду, чтобы научить плавать. Но может привести и к тому, что проблема уйдет глубже. 

– А если ситуация неизбежна – тот же переход в другую школу, переезд?
– Помогите ребенку ее прожить. Потеря привычного и необходимость привыкать к новым условиям – два сложных процесса, с которыми самому трудно справиться. Маленьким детям хорошо помогает игра. Ставьте спектакли, где эту ситуацию проживают герои; читайте сказки, где персонажи попадают пусть не в такие же условия, но проходят испытания и справляются с ними. Если же видите, что ребенок напряжен, тревога не уходит, понадобится помощь психолога.

Справка «СК»
Бесплатные консультации психологов и других специалистов:
  • Центр консультирования детей и подростков в Калининграде – тел. 93-45-04. 
  • Подразделение Центра в Правдинске – тел. 8 (929)164-60-30. 
  • Портал «Всегда рядом»: информационно-просветительская площадка для поддержки родителей в Калининградской области – vsegda-ryadom.ru

Простые правила онлайн-учебы
  • Составьте расписание и график каждого дня.
  • По возможности заниматься уроками не там, где спишь или ешь: важна смена пространства.
  • Нужно переодеться, а не сидеть перед компьютером в домашней одежде: это даст ощущение смены обстановки.


11-Дети-реагируют-на-обстановку-вокруг,-и-взрослые-могут-помочь-им-справиться-со-стрессовыми-ситуациями.jpg
Дети реагируют на обстановку вокруг, и взрослые могут помочь им справиться со стрессовыми ситуациями

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

7233
опрос 11 Ноября 2020

Роспотребнадзор предлагает россиянам провести новогодние праздники дома. А у вас какие планы?

84