или Зарегистрироваться
Мамочкам
4197
0
19 Ноября 2020

Пандемия треплет нервы и родителям, и детям

Психолог рассказал читателям «СК», как без потерь пережить возврат дистанта и справиться с тревогой
С этой недели в калининградские школы вернулось дистанционное обучение. Пока — для 6–10-х классов школ Калининграда и на две недели. 
Эта и другие «коронавирусные» новости добавляют стресса и детям, и родителям. Мы поговорили с педагогом-психологом Еленой Болдыревой, руководителем подразделения Центра диагностики и консультирования детей и подростков в Правдинске, о детской тревожности и о том, чем взрослые могут помочь ребенку в онлайн-обучении.

Не внутри, а рядом

– Новость о возвращении онлайн-уроков многих родителей не порадовала...
– И их можно понять: весной на прием ко мне приходили семьи, которые тяжело справлялись с дистантом. Например, одна мама двоих детей-школьников делилась, что занята с ними с утра до вечера: сначала основными, потом дополнительными занятиями. А ведь еще есть домашние дела и своя работа. На самом деле тогда ситуация лишь обострилась — проблемы с перекосом, особенно у ответственных родителей, в сторону чрезмерного включения в учебу были и раньше. Родителям во время дистанта приходится выбирать роль: быть мамой, помощником, учителем. Совместить несколько вряд ли удастся. Выбор осложняется давлением: со стороны учителей, других родителей, собственного образа «хорошего родителя» в голове. Ведь сложно, читая переписку в классном чате о том, как кто-то снял новый ролик или завешал всю стену рисунками, не подумать, что сам что-то упускаешь. 

– Как избежать перекоса?
– Многие рассказывали, что во время дистанционного обучения вся жизнь в их семье начинала выстраиваться только вокруг учебы — и это плохой вариант. Помню, как на приеме четвероклассник поделился, что лучше будет прогуливать школу, ведь тогда дома не будет ссор с родителями из-за оценок. То есть для него учеба — источник проблем. А ведь на прием его привели с жалобой на отсутствие у ребенка мотивации. Откуда ей взяться?! Родителям нужно быть не внутри процесса обучения, а рядом. Помогать, но не делать все за сына или дочку. И не сводить к учебе все разговоры и общение.

– Что сделать, чтобы на этот раз дистант прошел легче?
– Помогают простые правила: ребенку нужно выстроить расписание и график — расставить опорные точки в течение дня, чтобы учеба отличалась от другого времяпрепровождения. По возможности не стоит заниматься уроками там, где ребенок спит или ест, в идеале, чтобы он переходил в другое пространство. Заниматься перед компьютером лучше не в домашней одежде — нужно переодеться, чтобы было ощущение смены обстановки.
Важно давать педагогам обратную связь: если слишком большой объем домашней работы — говорить об этом, тогда они смогут подкорректировать задания.

Будьте аккуратнее с информацией

– Дистанционная учеба, конечно, стресс. А как быть в целом с пандемией — она влияет на детей?
– Напрямую на приемах дети мне не жаловались на ситуацию с коронавирусом. Но косвенно можно заметить, что уровень тревожности вырос: если раньше родители приходили в основном с жалобами «не хочет учиться и сидит в компьютере», то в этом году фокус сместился на «закрывается, кричит, не хочет общаться». Все это о том, как стрессовая ситуация выходит наружу. 

– Нужно ли говорить о коронавирусе, что-то разъяснять?
– Безусловно, дети должны знать об опасности заболевания и основных правилах поведения: носить маски в общественных местах, мыть руки и т. п. 
В остальном же, если ребенок не спрашивает, я бы не стала выдавать большой объем информации. Нужно быть аккуратнее с телевизором и соцсетями – там сейчас много того, что повышает уровень тревожности. 

Страхи – это нормально

– Если вообще говорить о тревожности — это нормально или повод насторожиться?
– Тревога свойственна нам на протяжении всей жизни, ее цель — уберечь от опасности. Яркий пример у маленьких детей — отход ко сну. Они не спешат засыпать: бегают в туалет, покушать. В основе часто лежит страх: это мы понимаем, что утром проснемся и всех снова увидим, а детям это осознать сложно. Справиться с опасениями помогут простые ритуалы: посидеть перед сном рядом, погладить по спинке, почитать, пока не заснет. 
Причины тревожности бывают явные и скрытые. К первым относятся серьезные изменения в жизни: например, переход из детского садика в школу, рождение брата или сестры, переезд, потеря питомца, развод родителей и т. д. Скрытых тоже много. Например, необходимость соответствовать ожиданиям родителей. Как будто бы есть условия, при которых ребенка любят, а если он их нарушает, отвергают. Например, взрослые говорят, что приносить из школы «4» и «5» хорошо, а вот «3» недопустимо. Или сравнивают сына или дочку с другими детьми, обесценивая действия, — не так рисует, хуже бегает и т. п. Любые ситуации, в которых ребенку, пусть и не напрямую, говорят «ты не такой, как нам бы хотелось», могут запустить повышенную тревожность. А она влечет за собой неуверенность и другие сложности.

– Как нужно поступать?
– Прежде всего, не высмеивать и не обесценивать действия ребенка. Не стыдить за страхи – это нормально. Нужно показать различие между страхами и действительно опасностью: некоторые боятся лягушек, но они безвредны. Один из приемов – медленное приближение: ту же лягушку можно рассматривать издалека, потихоньку подходить к ней, в таком случае ребенок контролирует процесс и может отступить назад в любой момент. 
Если ситуации вызывают повышенную тревожность и их можно избежать — так и поступайте. С возрастом психика становится более устойчивой, и, возможно, то, что пугало в 3 годика, в 5 лет покажется ерундой. Вариант решить все и сразу может сработать — это как бросить в воду, чтобы научить плавать. Но может привести и к тому, что проблема уйдет глубже. 

– А если ситуация неизбежна – тот же переход в другую школу, переезд?
– Помогите ребенку ее прожить. Потеря привычного и необходимость привыкать к новым условиям – два сложных процесса, с которыми самому трудно справиться. Маленьким детям хорошо помогает игра. Ставьте спектакли, где эту ситуацию проживают герои; читайте сказки, где персонажи попадают пусть не в такие же условия, но проходят испытания и справляются с ними. Если же видите, что ребенок напряжен, тревога не уходит, понадобится помощь психолога.

Справка «СК»
Бесплатные консультации психологов и других специалистов:
  • Центр консультирования детей и подростков в Калининграде – тел. 93-45-04. 
  • Подразделение Центра в Правдинске – тел. 8 (929)164-60-30. 
  • Портал «Всегда рядом»: информационно-просветительская площадка для поддержки родителей в Калининградской области – vsegda-ryadom.ru

Простые правила онлайн-учебы
  • Составьте расписание и график каждого дня.
  • По возможности заниматься уроками не там, где спишь или ешь: важна смена пространства.
  • Нужно переодеться, а не сидеть перед компьютером в домашней одежде: это даст ощущение смены обстановки.


11-Дети-реагируют-на-обстановку-вокруг,-и-взрослые-могут-помочь-им-справиться-со-стрессовыми-ситуациями.jpg
Дети реагируют на обстановку вокруг, и взрослые могут помочь им справиться со стрессовыми ситуациями

поделиться
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

35896
опрос 13 Октября 2021

Что может вас стимулировать сделать прививку от коронавируса?

2