Таблетки нет
По мнению эксперта, ситуация с самоизоляцией, дистанционным обучением обострила проблемы, которые и так были в семьях. Просто раньше каких-то моментов и вопросов удавалось избегать, а теперь, запертые в одном пространстве и находящиеся бок о бок 24 часа в сутки, люди оказались вынуждены их решать.
– Когда родители спрашивают, как сделать так, чтобы ребенок не мешал, просят «быстрорастворимую таблетку», они должны понимать, что ее нет.
У детей до 9–10 лет механизмы произвольной регуляции, организации собственной деятельности еще не сформированы: «хочу» превалирует над «надо». Чтобы справиться с этим, нужно организовать условный распорядок дня. Причем не только для ребенка, но и для взрослых, – говорит Безруких. – А самостоятельным может стать ребенок, которого учат этому постепенно. Когда вы складываете игрушки вместе с малышом, объясняя ему при этом, для чего это делать (например, чтобы никто о них не споткнулся), пытаетесь заинтересовать процессом, формируется навык. Но если будете просто ругать, обучение придется начинать заново.
Важной становится организация собственного пространства.
– Моя коллега из Италии, у которой трое детей, написала, что раньше ее квартира в 120 квадратных метров казалась огромной, но во время длительного карантина выяснилось, что места мало. Она преподает в университете, ведет лекции онлайн, дети учатся дистанционно — и уже через неделю всех тошнило от компьютера, хотелось побыть в одиночестве, – рассказывает психофизиолог. – Важно создать такие условия. Мой пятилетний правнук нашел себе «домик»: в определенные моменты он уходит прятаться в шкаф. И такое укрытие должно быть у каждого из нас.
В течение дня взрослым надо найти время для себя. Распределять обязанности, чтобы оба родителя не были одновременно заняты с детьми.
Китайский: учить или не учить?
В первую неделю самоизоляции взрослые принялись планировать, как будут саморазвиваться, учиться всему подряд. Точно такие же идеи посещали их и по поводу детей. Это же отличный шанс наконец выучить китайский, японский, а заодно освоить танцы и шитье!
– Механизмы психологической и физиологической адаптации работают иначе. После «эйфории» от нового состояния наступает этап привычки, приспособления и неизбежный спад. Уже ни на что нет сил, желания. Если организовать домашний режим нерационально, этот спад может быть глубоким, вплоть до полного отторжения. Любые ограничения, резкие изменения образа жизни — стресс. Его усиливает гиподинамия, отсутствие привычных контактов, – объясняет Марьяна Михайловна.
И добавляет, что в стрессовых условиях не получится сформировать новые привычки. В такой ситуации ребенок может делать только привычные ему упражнения. Поэтому изучать сложный неизвестный материал не имеет смысла — потом все придется проходить заново.
– Если ребенок не может сфокусироваться на уроке, отнеситесь к этому со здоровой долей пофигизма. Этот месяц ничего кардинально не решает в учебной жизни, – успокаивает специалист.
Время выдохнуть
Однако в вынужденной самоизоляции есть и свои плюсы.
– Наши дети трудятся на износ. Рабочий день ученика начальной школы длится 10 часов, в старшей школе он увеличивается до 12–16 часов. И это при том, что у взрослого норма 8 часов, – говорит эксперт. – В прошлом году наш Институт возрастной физиологии провел большое исследование в 10 регионах, опрашивали школьников разного возраста. Все они признаются, что постоянно бегут, не успевают, недосыпают в среднем от 30 минут до 1,5 часа в день. Так что ситуация изоляции – возможность хотя бы на какое-то время убрать стресс ограничения времени.
Родители тоже могут наконец разрешить себе быть неидеальными: что-то упустить, пропустить, не сделать.
Многим взрослым тяжело находиться с самим собой.
И они направили всю свою энергию на ребенка. Совет эксперта – угомонитесь, оставьте детей в покое, не пытайтесь заставить их освоить все, о чем вы мечтали.
– Воспринимайте сегодняшнюю ситуацию как возможность сделать передышку. Это время, чтобы остановиться. Поближе познакомиться с собой и собственными детьми, – считает Марьяна Безруких.
Рекомендации Института возрастной физиологии РАО по гимнастике для глаз. Ее стоит делать каждый день во время дистанционного обучения, варианты можно чередовать (каждое упражнение выполняется с повторами 4–5 раз).
- Вариант 1
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, потом в левую сторону. Расслабив глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6.
- Вариант 2
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1–4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1–6.
4. При неподвижной голове перевести взгляд с фиксацией его на счет 1–4 – вверх, на счет 1–6 – прямо. Потом сделать также вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1–6.
- Вариант 3
2. Не поворачивая головы, с закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1–4, затем налево на счет 1–4 и прямо на счет 1–6. Поднять глаза вверх на счет 1–4, опустить вниз на счет 1–4 и перевести взгляд прямо на счет 1–6.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25–30 см, на счет 1–4. Затем перевести взгляд вдаль на счет 1–6.
4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую. И, расслабив глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6.
- Вариант 4
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1–4. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогично сделать с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх – налево- вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6.
Психофизиолог предлагает взрослым создать дома распорядок и находить время для совместного отдыха с детьми
поделиться