или Зарегистрироваться
Мамочкам
2256
0
06 ноября 2019

Ребенок имеет право не хотеть

В каком возрасте чаще всего возникают конфликты с детьми и нужно ли их избегать, читателям «СК» рассказал психолог
На очередной встрече «Клуба для родителей» газеты «Страна Калининград» наши читатели поговорили с экспертом Еленой Болдыревой. 
Это педагог-психолог, победитель конкурса «Педагог-психолог России – 2017», руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования детей и подростков в Правдинске. Речь на встрече шла о вечной теме отцов и детей. Обсудили, какие конфликты возникают и в каком возрасте, как их избежать и чем помочь сыну или дочке в состоянии стресса. 

Кризис – норма
Конечно, конфликты у каждого свои. И возникают в разных ситуациях и по разным причинам. Но все же есть определенные общие для всех моменты – возрастные кризисы. 
И это норма, то есть через подобные состояния придется пройти каждому. Вопрос лишь в том, с большими или меньшими потерями.
– Кризис – это момент, когда за короткий период ребенок переходит на качественно новый психический, физический, физиологический уровень. Он приобретает новые способности познания мира – и это расширяет возможности, – объясняет Елена Болдырева. 
Таких ключевых точек можно выделить несколько. Во-первых, один годик. Казалось бы, о каких проблемах может идти речь, ведь малыш совсем еще крошечный? На самом деле в этом возрасте происходит одна из первых серьезных перемен: он начинает ходить. Может вертикально смотреть на мир, и это дает больший обзор. Появляется независимость от мамы. Пока относительная, но он уже может сам куда-то дойти, что-то достать. 
– В этот период дайте малышу быть активным, не ограничивайте его свободу, не забывая о необходимой безопасности, – советует эксперт.

Корни «лени» ищите в детстве
Следующий этап – три года, когда главными словами становятся «не хочу» и «я сам». Родителям важно понимать, что это не просто прихоть – самостоятельно натянуть шапку или отказаться есть кашу. Это внутренняя потребность самостоятельности. Ребенок начинает осознавать себя не единым со всем миром, а отдельным.
– Позиция для взрослых не-удобная: ребенок многое еще делает плохо, медленно, неаккуратно. Хочется его поторопить, сделать все за него, чтобы сэкономить время и нервы. Можно еще и поругать за то, что делает не то и не так. Один-два раза таких замечаний и действий, может, и не останутся в памяти и не повлияют на дальнейшую жизнь. Но если они регулярны, высока вероятность того, что в 12–13 лет он будет лежать на диване без стремлений и желаний. Корни такой «лени», «апатии» стоит искать в детстве: ребенку не давали быть самостоятельным и выработали определенный паттерн – схему действий.
Дальше сложности ждут детей и их родителей в возрасте 6–7 лет: ребенок идет в школу – меняется режим, способ познания мира (к игре добавляется обучение).
– Главный способ получения опыта и новых навыков в дошкольном возрасте – игра. Поэтому психологи часто рекомендуют дать наиграться, не торопиться учить сына или дочку писать, считать, читать. Многое из того, что хотят дать взрослые, недоступно малышу в силу незрелости нервной системы, определенной ступени развития мозга, – говорит наша собеседница. – Когда проигрываются ситуации – школа, магазин, семья, у ребенка формируется будущий способ действий. И этого достаточно.

Учеба или общение?
Наконец, пожалуй, самое непростое время — подростковый возраст 10–15 лет. Гормональная буря, взрыв эмоций. Кроме того, на первый план выходит общение. И оно становится важнее учебы и других увлечений. Важно понимать эту особенность, не лишать ребенка естественной потребности – но при этом помогать найти компромисс и баланс.
– Хочу обратить внимание родителей и на их реакции. Часто ребенок растет, меняется, а они оказываются к этому не готовы, – констатирует Елена Болдырева. – Многие мамы и папы, приходя ко мне на прием, раздевают и одевают детей-школьников, говорят им, как сидеть и что делать. И это уже довольно взрослые ребята, при том что потребность «я сам» появляется еще в три года! Безусловно, есть разные ситуации. Если ребенок после детского садика просит «мама, раздень меня», «покорми» – это не избегание самостоятельности, а признак усталости. Он много двигался, общался, и концу его рабочего дня в прямом смысле накопилось, отсюда могут быть и такие просьбы. Кто-то ложится в кровать, кто-то, наоборот, практически «бегает по потолку». А кто-то регрессирует до малыша: ребенок помнит, что забота, помощь мамы раньше помогали ему восполнять ресурсы и отдыхать. 

Дайте погрустить
Как поддержать ребенка, если он расстроен, плачет, раздражен неудачей?
– Прежде всего не укоряйте, не ругайте, не говорите «само пройдет» или «это глупости». Вместо этого спрашивайте, чем можете помочь, как успокоить, – объясняет психолог. – Я была свидетелем ситуации, когда мальчик проиграл на соревнованиях, к которым долго готовился. Это его расстроило и разозлило. Мама спросила, чем она может помочь. И он попросил одну руку положить ему на плечо, а другой – обнять. Все: никаких слов, советов. Просто быть рядом. Это помогло: через некоторое время парень успокоился, расслабился. Дайте ребенку возможность погрустить. Прожить ситуацию. Это и есть самая подходящая поддержка: без комментариев и советов. 
Такие вопросы и разговоры сформируют доверительные отношения. Позволят ребенку осознать его состояние, ведь внутри буря эмоций, и он часто не понимает, что происходит. Понять – отличный способ справиться с происходящим, который еще не раз пригодится и во взрослой жизни.
– Еще один важный момент, который часто приводит к конфликтам: нарушение личного пространства ребенка. Входя в его комнату, взрослый должен постучать, чтобы залезть в портфель – спросить разрешение. Даже навести порядок на его полке, где в клубке лежат штаны и футболки, нельзя. Если вы будете уважать личное пространство сына или дочери, они в свою очередь будут отвечать тем же – и вам, и другим людям.

Фантазии без границ
Конфликты – вещь, безусловно, неприятная, но избегать их не стоит.
– Конфликт – это возможность выразить мнения, столкновение интересов. И его задача – увидеть другого человека: не придуманного в голове, а реального, у которого есть потребности и чувства, – считает эксперт. – Это возможность для родителей рассказать, чем они не довольны и чего хотят. И для ребенка высказать то же самое. 
Хороший прием дать поддержку ребенку – пофантазировать. Без ограничений, рамок. Придумать все, что хочется, пускай и самое несуразное. 
– Это работает и с малышами, и с подростками, – говорит Елена Болдырева. – Например, дочка мечтает стать балериной – не переубеждайте, предупреждая, что профессия сложная, опасная для здоровья. А расспросите, где бы она хотела танцевать, какое платье сшить. Может, все дело не в профессии, а в том, что ей не хватает внимания и хочется восхищения. Разговор снимет напряжение, и с вашей помощью дочка поймет, что этого можно добиться другими способами.
Еще один существенный момент, который поможет вашим детям, это понимание, что они имеют право. На то, чтобы не хотеть что-то делать, устать и тому подобное.
– В моей практике был случай, когда мальчик каждый день помогал маме, но всегда это превращалось в мучение: что-то попадало в глаза, требовались капли – и дело стопорилось. Я предположила, что все дело в том, что он не хочет выполнять обязанности, которые ему поручили, но сам себя заставляет. Похожие «симптомы» бывают, когда ребенок переживает из-за контрольной, боится выходить к доске – и у него поднимается температура, начинает болеть живот. То есть причина не физиологическая, а психологическая, – рассказывает специалист. – Как только мама поговорила с сыном на эту тему и он признался, что действительно не хочет выполнять определенные действия, все прошло. Мальчик как будто бы получил право не хотеть – и проблема ушла: помощь осталась, но перестала причинять неудобства. 

Как поддержать ребенка
  • Не ругать, не говорить «само пройдет» или «это глупости» в случае неудачи. Важно спрашивать, чем можете помочь, как успокоить.
  • Дайте ребенку возможность погрустить. Прожить ситуацию. Объясните, что в жизни бывают разные ситуации. 
  • Помогите сыну или дочке осознать состояние, понять, что происходит у него внутри – назвать эмоцию. 
  • Дайте ребенку пофантазировать. Без ограничений и рамок. 
  • Позвольте ему «иметь право»  на усталость, на страх перед контрольной, на нежелание что-то выполнять. 

11-IMG_3004.jpg
У вашего малыша среди прочего должно быть право даже на усталость

Лайфхак, или мудрый совет, от участников клуба (из личного опыта):
Если ваш ребенок отказывается выполнять обязанности по дому – «не успевает» помыть посуду, забывает выкинуть мусор или убрать свои вещи, – оставляйте ему записки. 
Но пишите их не от себя, а от имени этих самых вещей. «Я все еще грязная. Твоя посуда»; «От меня жутко пахнет! Твой мусор»; «Мы не можем найти друг друга. Твои штаны и футболки». Такие простые послания на разноцветных бумажках действуют безотказно: через пару недель все будет выполняться без проблем. Проверено на себе!

Нужно ли заставлять детей
Нередко бывают ситуации, когда ребенок ходит в школу, к репетиторам, на кучу кружков. И все вроде бы ему нужно – английский язык, физика, танцы. 
Но в какой-то момент он, к примеру, говорит маме с папой: «Не хочу больше заниматься иностранными языками». Как правило, родители (особенно если уверены, что это важно и необходимо) не реагируют – и занятия продолжаются. Но ребенок начинает их прогуливать, падают результаты. 
– В таком случае лучше сделать перерыв, – считает психолог. – На самом деле ребенку необходимо самому понять, нравится ему это увлечение или нет. Довольно часто бывает, что временный отдых дает в этом разобраться, и через несколько месяцев, а может и лет, он возвращается к обучению, но уже с мотивацией, с желанием. Продолжение занятий без азарта и интереса приведет лишь к усталости и раздражению. 

10-Конфликтов-родителей-с-детьми-не-избежать---определенны-возрстные-кризисы-переживет-каждый.jpg
Конфликтов родителей с детьми не избежать, это заложено самой природой. Главный вопрос – с какими потерями из возникшего конфликта выйти

11-В-нашем-%22Клубе-для-родителей%22-участники-не-только-слушают-советы-эксперта,-но-и-делятся-своим-личным-опытом.jpg
В нашем «Клубе для родителей» участники встреч не только слушают советы эксперта, но и делятся опытом из личной жизни


Наш проект «Клуб для родителей» 
Это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты. Следующая встреча состоится в 
ноябре, следите за анонсами в нашей газете и записывайтесь – участие в «Клубе для родителей» бесплатное!
цитата
,
:
, :
Каждый ребенок преодолевает ключевые кризисные точки 

поделиться
опрос 16 сентября 2024

Калининградцы, лето прошло, успели отдохнуть на море?

28