или Зарегистрироваться
Мамочкам
4734
0
11 февраля 2015

Обычный каприз или болезнь?

Неврозоподобные расстройства появляются у современных детей уже в два-три годика
Такое часто услышишь от родителей: ребенок есть только то, к чему привык, и его не заставишь попробовать новое блюдо, или он ни за что не хочет надевать костюм, который приготовила мама. 
Капризы непослушного чада многих взрослых выводят из себя. Но на самом деле все описанное может быть не проявлением избалованности, а первым звоночком, предупреждением о неврозоподобных расстройствах. О том, как вовремя заметить серьезную проблему и на что в поведении детей обратить внимание, читателям «СК» рассказала академик Марьяна Безруких, директор столичного Института возрастной физиологии РАО.

«Бойкот» новому
Поговорить о неврозоподобных расстройствах предложили родители — раз в месяц в Центре развития межличностных коммуникаций в Калининграде проходит бесплатный «Родительский клуб», который ведет Марьяна Безруких, и о чем пойдет речь, определяют участники. Тема актуальна: по данным Института возрастной физиологии РАО, с пограничными нарушениями психического здоровья в первый класс приходит примерно 20% детей. А заканчивает его уже 40%. 
– Сложность в том, что на некоторые проявления неврозоподобных расстройств большинство родителей может просто не обратить внимание, – рассказала Марьяна Безруких. – Например, ребенок вдруг стал беспокойно спать, бояться темноты, видеть кошмары. Взрослые думают – пересмотрел мультиков про монстров или впечатлился от сказки. На самом же деле, если у ребенка здоровая психика и не слабая нервная система, он и после страшного мультика спать будет спокойно, а уж тем более не станет реагировать на этот просмотр следующие несколько дней. А уж если он начинает уставать при при малейших нагрузках, «прыгает» настроение — это уже расстройство. 
– Как отличить обычный каприз от симптомов болезни?
– Закономерный вопрос, потому как помимо описанных выше проявлений могут быть и другие, и их действительно легко принять за капризы. Например, консерватизм в поведении, еде, одежде. Ребенок не хочет надевать новое платье или рубашку, которую купила мама, и носит только то, к чему привык. Ест только котлету или сосиску, картошку в виде пюре и никогда кусочками, суп только протертый (кстати, «отвращение» к твердой пище — яркий маркер). Все это — не «психи», а отражение слабости нервной системы, повышенной чувствительности к изменению ситуации. Малыш ограждает себя от нового. И если реагировать привычно — перетерпеть или заставить сделать так, как хочу я, последствия могут быть печальными. Главное отличие каприза от проявления болезни — их резкое появление (не путать, например, с тем, что ребенок вполне может капризничать после болезни), длительность (проявляются постоянно, а не время от времени). 
Среди проявлений, на которые не обращают внимание, – навязчивые движения (тики). За «кривляние» ребенка наказывают, а ведь это непроизвольные движения лица. Даже то, что он грызет ногти, шмыгает носом, покашливает (что похоже на простуду) — симптомы. 
– Нужно обратиться к неврологу?
– Если вы видите сочетание нескольких симптомов и они постоянны, то да. Но не торопитесь: сначала нужно хорошо разобраться в симптомах, отметить те, что присутствуют (прием у врача длится 20 минут, у вас не будет времени на долгие рассказы), и найти причину. В моей практике был случай тяжелого невроза, когда ребенок в 4 года начал заикаться, а потом перестал говорить. Его семья переехала в другую страну, и родители, не дав время на адаптацию, сразу поместили малыша в другую среду, в том числе и языковую. 
Когда поймете причину, нужно ее устранить (или уменьшить воздействие на ребенка), посмотреть, что изменится в его поведении, и только если не добились успеха, идти к врачу. Я не призываю к панике по любому поводу, но взрослые должны запомнить, что в развитии ребенка не может быть регресса. Все должно, пускай медленно, но изменяться. 
– Всегда ли можно понять причину?
– Она может быть как внешней (переезд, устройство в садик или школу и т. п.), так и внутренней. Для многих будет удивительно, но патология беременности и родов – факторы риска в развитии неврозоподобных состояний. Как и операции с наркозом в первые годы жизни ребенка. У меня под наблюдением есть 9-летний мальчик, который блестяще развит интеллектуально, но остро на все реагирует, ему сложно с другими детьми, чужими взрослыми. Весь этот ворох проблем делает его жизнь и социализацию сложной. Свою первую операцию он перенес в две недели, потом было еще несколько. 


Неврозоподобные расстройства у детей
Почему они появляются: психотравмы; стрессы; неадекватные требования взрослых; перегрузки и переутомление; ошибки воспитателей и учителей; нарушение здоровья; патологии беременности и родов. Как проявляются: нарушение сна; страхи и повышенная тревожность; резкая смена настроения; навязчивые движения (тики); замкнутость, консерватизм (в поведении, одежде, еде); заикание.
Требуем по-взрослому
– Проблема с нервами у детей была всегда?
– Была, но не была столь актуальна, как в последние 10–15 лет. Потому что темп обучения в начальной школе и нагрузки возросли в разы, все больше неадекватных требований — от детей хотят того, чего они в свои пять-семь лет функционально сделать еще не могут. 
Приведу пример из практики: один папа решил, что его дочь в 4,5 годика уже должна читать, и в сентябре поставил задачу маме, няням и воспитателю — освоить этот навык к Новому году. В конце декабря семья обратились ко мне — девочка сгрызла ногти до крови, стала заикаться. Малышка была на грани невроза. Стали выяснять, в чем дело: задача освоить чтение в этом возрасте сама по себе непростая. Еще и няни не хотели, но запугивали ребенка — постоянно говорили: «Ты должна читать, иначе папа нас уволит». Ребенок к ним привык, любил как членов семьи и страшно боялся такого финала. Ежедневный микростресс плюс нагрузка и привели к плачевному состоянию психики. 
Кстати, парадокс, но известно, что дети глобальные потрясения — катастрофы, аварии, разводы родителей и т. п. – переживают легче, чем ежедневные микрострессы. 
Еще один пример – учительница довела четвероклассницу до тяжелейшего невроза только тем, что каждый день просто говорила девочке: «Я не вижу тебя в пятом классе». Формально педагог не делала ничего особенного, но по сути речь шла о том, что ученицу не переведут в пятый класс, девочка это понимала и переживала.
– А может сработать формула «само пройдет»?
– Если не найти и не снять причину, получится снежный ком, и ребенок быстро станет невротиком. Последствия останутся на всю жизнь, а лечится это долго и тяжело. 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27