или Зарегистрироваться
Мамочкам
1737
0
25 апреля 2013

Готов ли ребенок идти в школу?

Специалисты столичного Института физиологии РАН рассказали «СК», когда нужно отправлять малыша в первый класс

Принято считать, что после подготовительной группы в садике ребенок автоматически может идти в школу. Но специалисты столичного Института физиологии РАН предупреждают родителей – лучше не спешить. Ведь если по каким-то причинам идти в первый класс рано, проблемы из-за этого могут затянуться на все школьные годы.

– Прежде всего родителям нужно понимать, что биологический возраст может не совпадать с паспортным. Мы ведем исследования уже семь лет, и они показывают, что он чаще «отстает» – около 30% детей, чем «опережает» – 2–3%. И «отставание» здесь – это не проблемы с развитием, а лишь показатель того, что по той или иной причине ребенку лучше не спешить в школу, задержаться еще на год в детском саду, – рассказала Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии, директор столичного Центра диагностики развития.

Беспокойный сон, смена настроения – это сигнал

По каким же причинам ребенку не нужно идти в первый класс?

Прежде всего, если он эмоционально не готов к новым нагрузкам. А школа для 6–7-летнего малыша, что бы ни думали родители, большой стресс.

– На что принято обращать внимание? Умение писать, считать, читать. Но все глубже. Если малыш выполняет задания, но делает это с большим эмоциональным напряжением, в школе он просто «сгорит», ведь нагрузка там вырастет в разы, – поясняет психолог.

Заметить эмоциональное напряжение непросто, но признаки у него все-таки есть. Например, частая смена настроения, потеря аппетита, беспокойный сон. Словом, изменение привычного поведения и состояния.

– Заметить перемены непросто даже внимательным родителям. Однажды я беседовала с мамой, которая пришла на прием, чтобы понять, почему у ребенка проблемы в школе. Когда я спросила, есть ли у него эмоциональное напряжение, стресс, она сказала – нет, все как обычно. Я уточнила про беспокойный сон, ответ снова отрицательный. А потом выяснилось, что ребенок крутился во сне, просыпался ногами на подушке, но для мамы «беспокойный сон» выражался лишь в лунатизме, и она решила, что все в порядке, – рассказала Татьяна Филиппова.

Игра по чужим правилам

Еще одна причина, по которой стоит задержаться в садике, – личностная готовность ребенка: способен ли он слушать учителя и понимать свой статус ученика, выполнять задания, которые ему дают. Кажется – мелочь, научится в процессе.

– Если нет такого понимания, учиться он просто не будет. Результат может оказаться низким, даже если ребенок интеллектуально опережает своих одноклас-сников. У меня был пример, когда мальчика с сообразительным и живым умом постоянно отправляли на разные комиссии, он плохо учился, и все потому, что не хотел «играть» по чужим правилам, выпадал из процесса. Ребенка этому просто не научили, а в итоге – стресс у родителей и малыша (постоянное ощущение, что с ним что-то не так), неудобство для остальных учеников класса и учителя, – делится психолог. – Подготовить ребенка в этом отношении можно и самим. Например, летом, перед школой, устроить игру: один день семья живет по правилам мамы, другой – бабушки, третий – ребенка.

А есть еще и такой аспект, как физическое и моторное развитие – с этим у современных детей тоже не все так просто.

– Дети мало гуляют или вообще не гуляют, особенно это касается тех, кого не отдают в детский садик, а воспитывают дома. Маме кажется, что пройти с ребенком за руку от магазина до дома – прогулка, в то время как на самом деле ему необходимо активное движение на свежем воздухе, – говорит специалист Института физиологии. – Ребенок должен быть готов к школе физически, ведь там предстоят большие статические нагрузки.

Внимательно стоит отнестись и к проблемам с речью: если малыш нечисто произносит звуки, ему не избежать сложностей с чтением, письмом.

– По нашим данным, сейчас около 70% детей имеют нарушенное звукопроизношение, но я часто сталкиваюсь с тем, что родители не считают это проблемой. Приведу пример: на приеме девочка 11 лет, которая замкнута, не идет на контакт с окружающими. Оказалось, что проблема кроется в том, что она неверно говорит некоторые слова и стесняется этого, – поясняет Татьяна Филиппова.

Спорт и творчество приветствуются!

Ребенок, по мнению специалиста, готов к школе, если он задает вопросы, любознателен, развит физически и нет проблем с координацией движений, не воспринимает неудачу как вселенскую катастрофу и готов слушать взрослого. Если у него свободная речь, нормальное звукопроизношение, он может пересказать сказку, составить рассказ по картинке.

– Вот и все! А на практике иногда доходит до смешного: я спрашиваю у мальчика из подготовительной группы, какой последний этаж в доме, если всего их четыре, и он не может ответить. Зато знает 20 цифр после запятой в числе ПИ, и папа этим страшно горд и уверен, что у ребенка развиты математические способности. Уметь читать, писать, считать до школы совсем не обязательно. Если малыш к ней готов, то легко всему научится и в первом классе, – считает Татьяна Филиппова.

По мнению психолога, нет необходимости водить ребенка и на дополнительные занятия – подготовки в садике достаточно. А вот творческие или спортивные кружки, если ребенок сам хочет и это не становится дополнительной вечерней нагрузкой, приветствуются!

Отдавайте ребенка в школу, если:

  • у него свободная речь и нет проблем со звукопроизношением;
  • может составить рассказ по картинке, пересказать сказку;
  • развит физически, нет проблем с координацией движений;
  • задает вопросы, любознателен

Институт развития физиологии РАН вместе с «Центром развития межличностных коммуникаций» и Высшей школой педагогики БФУ им. И. Канта реализует проект по развитию дошкольников и предшкольному образованию.

В его рамках воспитатели детских садов, а также студенты (будущие педагоги) учатся правильно развивать и оценивать готовность ребенка к школе. Они проходят курсы по возрастным особенностям развития мозга, познавательной деятельности, организации внимания, восприятия, памяти и других функций у дошкольников. Теорию закрепляют на практике в детском саду № 24.

Итогом станет создание в Калининграде «Центра дошкольного развития детей».

 

православная-гимназия.jpg

поделиться
теги
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4555
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

51