или Зарегистрироваться
Мамочкам
2064
0
25 апреля 2013

Готов ли ребенок идти в школу?

Специалисты столичного Института физиологии РАН рассказали «СК», когда нужно отправлять малыша в первый класс

Принято считать, что после подготовительной группы в садике ребенок автоматически может идти в школу. Но специалисты столичного Института физиологии РАН предупреждают родителей – лучше не спешить. Ведь если по каким-то причинам идти в первый класс рано, проблемы из-за этого могут затянуться на все школьные годы.

– Прежде всего родителям нужно понимать, что биологический возраст может не совпадать с паспортным. Мы ведем исследования уже семь лет, и они показывают, что он чаще «отстает» – около 30% детей, чем «опережает» – 2–3%. И «отставание» здесь – это не проблемы с развитием, а лишь показатель того, что по той или иной причине ребенку лучше не спешить в школу, задержаться еще на год в детском саду, – рассказала Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии, директор столичного Центра диагностики развития.

Беспокойный сон, смена настроения – это сигнал

По каким же причинам ребенку не нужно идти в первый класс?

Прежде всего, если он эмоционально не готов к новым нагрузкам. А школа для 6–7-летнего малыша, что бы ни думали родители, большой стресс.

– На что принято обращать внимание? Умение писать, считать, читать. Но все глубже. Если малыш выполняет задания, но делает это с большим эмоциональным напряжением, в школе он просто «сгорит», ведь нагрузка там вырастет в разы, – поясняет психолог.

Заметить эмоциональное напряжение непросто, но признаки у него все-таки есть. Например, частая смена настроения, потеря аппетита, беспокойный сон. Словом, изменение привычного поведения и состояния.

– Заметить перемены непросто даже внимательным родителям. Однажды я беседовала с мамой, которая пришла на прием, чтобы понять, почему у ребенка проблемы в школе. Когда я спросила, есть ли у него эмоциональное напряжение, стресс, она сказала – нет, все как обычно. Я уточнила про беспокойный сон, ответ снова отрицательный. А потом выяснилось, что ребенок крутился во сне, просыпался ногами на подушке, но для мамы «беспокойный сон» выражался лишь в лунатизме, и она решила, что все в порядке, – рассказала Татьяна Филиппова.

Игра по чужим правилам

Еще одна причина, по которой стоит задержаться в садике, – личностная готовность ребенка: способен ли он слушать учителя и понимать свой статус ученика, выполнять задания, которые ему дают. Кажется – мелочь, научится в процессе.

– Если нет такого понимания, учиться он просто не будет. Результат может оказаться низким, даже если ребенок интеллектуально опережает своих одноклас-сников. У меня был пример, когда мальчика с сообразительным и живым умом постоянно отправляли на разные комиссии, он плохо учился, и все потому, что не хотел «играть» по чужим правилам, выпадал из процесса. Ребенка этому просто не научили, а в итоге – стресс у родителей и малыша (постоянное ощущение, что с ним что-то не так), неудобство для остальных учеников класса и учителя, – делится психолог. – Подготовить ребенка в этом отношении можно и самим. Например, летом, перед школой, устроить игру: один день семья живет по правилам мамы, другой – бабушки, третий – ребенка.

А есть еще и такой аспект, как физическое и моторное развитие – с этим у современных детей тоже не все так просто.

– Дети мало гуляют или вообще не гуляют, особенно это касается тех, кого не отдают в детский садик, а воспитывают дома. Маме кажется, что пройти с ребенком за руку от магазина до дома – прогулка, в то время как на самом деле ему необходимо активное движение на свежем воздухе, – говорит специалист Института физиологии. – Ребенок должен быть готов к школе физически, ведь там предстоят большие статические нагрузки.

Внимательно стоит отнестись и к проблемам с речью: если малыш нечисто произносит звуки, ему не избежать сложностей с чтением, письмом.

– По нашим данным, сейчас около 70% детей имеют нарушенное звукопроизношение, но я часто сталкиваюсь с тем, что родители не считают это проблемой. Приведу пример: на приеме девочка 11 лет, которая замкнута, не идет на контакт с окружающими. Оказалось, что проблема кроется в том, что она неверно говорит некоторые слова и стесняется этого, – поясняет Татьяна Филиппова.

Спорт и творчество приветствуются!

Ребенок, по мнению специалиста, готов к школе, если он задает вопросы, любознателен, развит физически и нет проблем с координацией движений, не воспринимает неудачу как вселенскую катастрофу и готов слушать взрослого. Если у него свободная речь, нормальное звукопроизношение, он может пересказать сказку, составить рассказ по картинке.

– Вот и все! А на практике иногда доходит до смешного: я спрашиваю у мальчика из подготовительной группы, какой последний этаж в доме, если всего их четыре, и он не может ответить. Зато знает 20 цифр после запятой в числе ПИ, и папа этим страшно горд и уверен, что у ребенка развиты математические способности. Уметь читать, писать, считать до школы совсем не обязательно. Если малыш к ней готов, то легко всему научится и в первом классе, – считает Татьяна Филиппова.

По мнению психолога, нет необходимости водить ребенка и на дополнительные занятия – подготовки в садике достаточно. А вот творческие или спортивные кружки, если ребенок сам хочет и это не становится дополнительной вечерней нагрузкой, приветствуются!

Отдавайте ребенка в школу, если:

  • у него свободная речь и нет проблем со звукопроизношением;
  • может составить рассказ по картинке, пересказать сказку;
  • развит физически, нет проблем с координацией движений;
  • задает вопросы, любознателен

Институт развития физиологии РАН вместе с «Центром развития межличностных коммуникаций» и Высшей школой педагогики БФУ им. И. Канта реализует проект по развитию дошкольников и предшкольному образованию.

В его рамках воспитатели детских садов, а также студенты (будущие педагоги) учатся правильно развивать и оценивать готовность ребенка к школе. Они проходят курсы по возрастным особенностям развития мозга, познавательной деятельности, организации внимания, восприятия, памяти и других функций у дошкольников. Теорию закрепляют на практике в детском саду № 24.

Итогом станет создание в Калининграде «Центра дошкольного развития детей».

 

православная-гимназия.jpg

поделиться
теги
опрос 16 сентября 2024

Калининградцы, лето прошло, успели отдохнуть на море?

29