или Зарегистрироваться
Мамочкам
31607
0
14 октября 2022

Говорят все, разговаривают единицы

Как родителям реагировать на то, что педагог несправедливо относится к ребенку 
Мы продолжаем проект «Давайте поговорим». 
На страницах газеты вместе с психологами – специалистами в разных областях из Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга  журналисты «СК» будут разбирать конкретные ситуации (увольнение с работы, конфликт с ребенком и т. д.). Эксперты дадут общие рекомендации и советы по литературе на заданную тему.

Ситуация

12-летняя Ольга успешно учится в физико-математическом классе в лицее. Педагоги говорят, что у нее талант, который необходимо развивать. Но один из учителей придирается, и дочка часто возвращается с его занятий расстроенной, жалуется. Родители Ольги считают, что нужно смириться со всеми претензиями ради возможности и дальше находиться в престижном учебном заведении. Но при этом опасаются, что ситуация может негативно сказаться на эмоциональном состоянии дочери. Они не понимают, как дальше выстраивать отношения с этим учителем, нужно ли вмешиваться.

Необходимо увидеть все с разных сторон

00-Болдырева.jpg
Елена Болдырева (Калининград), гештальт-терапевт, педагог-психолог, руководитель подразделения Центра диагностики и консультирования детей и подростков в Правдинске:
– Если ребенок жалуется, к нему обязательно стоит прислушаться. Это может быть его фантазией, может быть непониманием ситуации или неверным толкованием эмоций в силу отсутствия опыта. А может оказаться истинным положением дел. 
Если вы, оценив все критически, решите, что нужно разбираться, – поговорите с учителем лично, не по телефону или в мессенджерах. Но не с позиции обвинения, а с целью прояснить ситуацию, увидеть ее с разных сторон, в парадигме «взрослый» –                             «взрослый» и как партнеры, а не враги. То есть нужно выслушать ребенка, не обесценивая его чувства, и выслушать педагога. А дальше уже принимать решение.
Если педагог не идет на контакт или излишне остро реагирует на ваше беспокойство, есть смысл корректно сказать, что вам важно разрешить ситуацию, поскольку ребенок не чувствует себя в безопасности — и вам придется обратиться к начальству. После разговора с учителем, если он не помог, есть смысл обратиться к заместителю директора, к директору. Если и это не дало результат, то в органы управления образованием. Конфликтные ситуации важно разрешить, потому что они могут быть затяжными и длиться годами, приводя к серьезным последствиям. 
Еще один важный момент: договорившись о чем-то с учителем, важно включить в этот процесс и ребенка (особенно если это уже подросток). Ваш вариант решения должен подходить и ему. 

Погасите эмоции и заранее сформулируйте вопросы к учителю

00-безруких.jpg
Марьяна Безруких (Москва), академик РАО, доктор биологических наук, профессор: 
– Наша школьная система чаще всего выстроена так, что ей удобен родитель лояльный и со всем соглашающийся. Более того, многие школы, особенно «элитные», при приеме тестируют не только детей, но и родителей, заранее разными способами выясняя, не будут ли конкретные взрослые возмущаться тем, что с ребенком происходит в школе, и интересоваться, какие требования предъявляются к детям, учитываются ли их особенности и индивидуальные данные. 
Такие попытки со стороны учебных заведений были всегда. Наша школа 5–10-летней давности — это безответные родители. Сейчас же взрослые все больше и больше интересуются подробностями и включаются в жизнь ребенка, причем не только в первых классах, но и дальше. Современные родители считают, что имеют право высказывать свое мнение по поводу того, что происходит в школе. И часто их возмущение не беспочвенно: будем честны – не все педагоги квалифицированны, имеют хорошую психологическую подготовку, знают возрастные особенности детей. Далеко не всегда они готовы разбирать сложные ситуации, а ведь роста и развития ребенка без них нет. 
Говорить умеют все, а разговаривать — единицы. Учителя редко в состоянии сформулировать конкретные претензии к ребенку, ведь из фраз «не хочет», «не старается» ничего нельзя понять. Родитель тоже не умеет четко и понятно формулировать свои мысли. Отсутствие диалога, потому что у сторон нет коммуникативных навыков, приводит к конфликтам. Попытка их обойти часто выливается в совет взрослого ребенку «промолчи», объяснение «ты должен», даже когда педагог явно не прав. В такой ситуации это – предательство. Ребенок понимает, что у него нет защиты, давление идет с двух сторон. И некоторые педагоги, увы, могут этим жестко манипулировать.
В моей практике был случай с четвероклассницей, которую мама привела с тяжелейшим неврозом. Девочке предстоял в экзамен по английскому языку, определяющий, сможет ли она и дальше оставаться в этой специализированной школе (это было крайне важно по семейным обстоятельствам). Она же, хоть и знала язык прекрасно, боялась учительницу и была уверена, что не справится. Мама плакала и говорила, что не понимает причины, ведь учительница не делает ничего страшного. Я же в разговоре с ребенком выяснила, что педагог несколько раз за урок (а английский был почти каждый день) спокойно говорила: «Я тебя в пятом классе не вижу». Да, не ругала, не кричала, но манипулировала — и этим вызвала жуткие последствия. После нескольких занятий нам удалось исправить ситуацию: мы договорились, что на экзамене девочка не станет смотреть на учительницу, а будет обращаться к комиссии и представлять себе приятное безопасное место. Экзамен она сдала! 
Задача родителя — при любых обстоятельствах защищать ребенка, быть на его стороне. Но важно не бежать к учителю со своими эмоциями, возмущением и претензиями, а спокойно заранее сформулировать вопросы или вообще попросить у него совета — на такую форму не будет негативной реакции, а вот на первые варианты — обязательно. 


00-иллюстрация.jpg

фото из архива «СК» и героев материала, иллюстрация Софьи Симачевой

поделиться
опрос 16 сентября 2024

Калининградцы, лето прошло, успели отдохнуть на море?

32