Между тем это не подготовка к реставрации или к переезду. Это инсталляция французского художника Жюльена Сало «Паучьи метаморфозы», которую он подготовил специально для Музейной ночи – 2016. На выставке, которая будет работать до 6 июня, представлены фото- и видеоработы Сало, в которых паутина также играет не последнюю роль.
Во время беседы с художником к нам приблизился не слишком трезвый мужчина и громогласно потребовал: «Вот пусть он мне объяснит, за каким чертом чучела паутиной обмотал?!»
Одиночество в сетях
– Жюльен, что бы вы ответили этому любознательному человеку?
– Ответил бы так: эти животные мертвы. Именно поэтому я обвил их коконом, создав образ куколки, из которой может вылупиться новая жизнь, смоделировал образ надежды. Определить мои работы как «чучела животных, нитки, гвозди и прочие странности», значит, упустить все, что я пытался выразить.
– Тема животных возникает в вашем творчестве периодически. В вашей знаменитой «Космологической пещере» на стенах красуются бегущие олени, бизоны, туры и прочие дикие звери.
– Для меня принципиально, что изображения – не плоские, а трехмерные, они сплетены из пряжи, отчего возникает ощущение, что животные словно запутались в сетях. Запутавшиеся в сетях светящиеся звери – часть воображаемого нами космоса, пещера – это символ эволюции – превращения одного в другое, рождения новых форм жизни и способов бесконечного существования Вселенной. Жизнь и смерть переплетены, ведь смерть – лишь переходный этап в процессе обновления, а жизнь бесконечна.
В отличие от животных, воспринимающих мир чувствами и инстинктами, человек понимает это посредством символов. Именно в языке символов и заключен главный смысл концептуального искусства. А символы, согласитесь, предполагают отсутствие однозначного непререкаемого ответа. Каждый посетитель выставок концептуального искусства получает свой персональный ответ, а значит, открывает нечто важное в себе. Разве это не замечательно?
– Существует ли во Франции конфронтация между традиционным и концептуальным искусством?
– Мы уже давно забыли о подобном. Министерство культуры у нас уже 20 лет продвигает в жизнь концептуальное искусство, чтобы оно было не привилегией элит, а доступно широким массам.
«Мое сердце не похоже на артишок!»
– Ваш проект «Паучьи метаморфозы» – он о неоднозначности человеческих отношений?
– Человеческие отношения – будь то отношения любовные или семейные – они всегда неоднозначны. Один человек всегда паук, другой – паутина. Стягивается клубок отношений, из которого хочется вырваться. Поэтому на некоторых моих видео – вырывания из клубка.
– Этот образ – отражение ваших личных переживаний?
– Да. На создание этого проекта меня сподвигли отношения, в которых надо мной доминировали. Вернее, стремились к этому, еще и упрекали за то, что я занимаюсь искусством. А для меня это недопустимо.
– Выходит, вы по Фрейду суб-лимировали свои любовные переживания в визуальные образы?
– Да, а поскольку любовные переживания актуальны для любого из нас, то каждый увидит в инсталляции свою личную драму.
– А вообще вы в отношениях чаще в роли паука или паутины?
– Роли постоянно меняются, и в этом драматизм и острота жизни.
– Как вы относитесь к известному стереотипу о любвеобильности французов?
– Думаю, что это не больше чем стереотип. По крайней мере, если говорить о себе, я точно могу сказать, что мое сердце не похоже на артишок. Любить сразу нескольких я совершенно не способен!
Достоинство и покорность
– Какие ассоциации у вас как у художника и как у иностранца вызвал Калининград?
– Ритмом жизни напомнил Владивосток, но здесь более яркая весна.
– Я знаю, что вы объехали пол-России. Чувствовали ли вы себя как персонаж известной песни Стинга в чужеродной среде? Совпали ли ваши впечатления с тем, что вы знали о России раньше?
– Чисто во внешнем плане бросается в глаза совсем иная одежда, иные магазины. Я узнал много интересного и неожиданного о перестройке. Мне показалось, что у россиян есть два противоречивых свойства, которые были сформированы всей русской историей, – достоинство и в то же время покорность судьбе. История России тяжела и трагична. Мы, французы, живем в роскоши. Мне кажется, мы в такой степени, как русские люди, не понимаем цену жизни. И знаете, что меня еще приятно поразило – много домашних животных.
Жизнь после жизни
– А у вас дома есть животные?
–Кошка, собака, куры и даже фазан.
– Как же они сосуществуют?
– Кошка с собакой отлично, а вот с курами сложнее – время от времени они оказываются жертвами сложных отношений (смеется). А вообще, я думаю, что с физическим уходом с земли жизнь животных не заканчивается. Думаю, что есть жизнь после жизни. Мне хочется верить, что их маленькие частички разлетаются во Вселенной и преображаются во что-то новое и прекрасное.
Справка «СК»
Жюльен Сало родился в 1977 году. Живет и работает в Орлеане, Франция. Магистр факультета пластических искусств и новых медиа (Университет Париж VIII, Сен-Дени, 2009), в настоящее время работает над диссертацией. Изучал этнологию (Университет Париж X, Нантерр, 2000) и биохимию (Университет Сан-Кристоф, Сержи, 2008). Избранные персональные выставки: «Сны сумеречного паука» (Пале де Токио, 2010), «Истории авиации» (Майенн, 2012), «Армия воздуха, армия земли, весь мир снаружи!» (LOFT 19, Париж, 2012), «Новые охотники» (Музей охоты, Париж, 2015). Лауреат приза 55-го Салона в Монруже. В 2010 году построили в Герцлийском музее современного искусства инсталляцию «Космологическая пещера IV». Пещера сделана из хлопчатобумажных нитей и фосфоресцирующих красок, благодаря которым на стенах и потолке возникают рисунки – копии наскальных рисунков из пещеры Альтамира: бегущие олени, бизоны, туры, прочие дикие звери.
поделиться