13:11

«У Калининграда один минус — холодное море»: эксперт оценил туристический потенциал региона

На прошлой неделе в замке Нойхаузен в Гурьевске прошел форум «Экономика наследия», посвященный возрождению памятников культурного наследия. 

Одним из гостей форума стал Алексей Шкрапкин, известный меценат и финансист. Его усадьбу Скорняково-Архангельское в Липецкой области считают одним из самых успешных примеров работы с объектами культурного наследия (ОКН).

  • — Построить и приспособить для современного использования здание - это 30 % успеха. А 70 % — это обеспечить постоянную ежедневную жизнь твоего объекта, — говорит Алексей. — Сделать так, чтобы был высокий сервис и гостям было удобно и интересно. Это тяжёлый труд. Не знаю, начал бы я заниматься возрождением культурного наследия, если бы знал, с чем придётся столкнуться.
  • Его  увлечение усадьбами началось с детской мечты: когда-то Алексей каждые каникулы приезжал из Москвы к бабушке в село видел разрушенный храм Михаила Архангела и решил, что вырастет и восстановит его.

  • Когда смог себе позволить, приступил к исполнению задуманного. А уже в ходе реставрации храма узнал, что он — лишь маленькая часть огромной дворянской усадьбы, руинированной и заросшей.

  • — Меня так увлекла эта тема, что, несмотря на длительность процесса, я преодолел все сложности. Сейчас владею (или арендую) уже пятью усадьбами, — поделился наш собеседник.

Алексей отметил, что ситуация с развитием исторического наследия улучшается. В 2024 году как победитель отбора «Сильные идеи для нового времени» он лично встретился с президентом Владимиром Путиным, поделился своими идеями — они получили поддержку.

  • — Шаг за шагом движемся к тому, чтобы уже сотни, может быть, и тысячи исторических объектов обрели новую жизнь. Президент озвучил конкретные цели: до 2030 года должно быть восстановлено минимум 1000 исторических зданий и приспособлено к современному использованию. Зафиксирован бюджет в размере 51 млрд рублей, который выделяется на восстановление этих зданий, а точнее на поддержку инвесторов и программы стимулирования, — рассказал меценат. — Сейчас уже реализуются беспрецедентные меры поддержки, появилась система льготного кредитования - все стало гораздо привлекательнее для инвесторов. С историческим наследием стало проще работать с административной точки зрения. И, насколько я знаю, поставлены цели перед губернаторами по восстановлению объектов культурного наследия. То есть сейчас руководство регионов смотрит на инвесторов в наследие не как на каких-то чудаков, от которых хочется побыстрее избавиться, а как на предпринимателей, способных не только развивать туризм, стимулировать социальную жизнь (давать рабочие места, создавать точки притяжения). Я приглашаю на работу специалистов из Москвы, других городов — они переезжают в деревню, потому что там хорошо. Такие объекты удержат и местных жителей — зачем стремиться в другое место, если у тебя все есть рядом, происходит множество событий.

Но, несмотря на изменения, наш собеседник подчёркивает, что работа с наследием пока остается меценатством.

  • — Ты вряд ли ждешь какой-то быстрой отдачи или вообще отдачи. Горящие глаза, идея и любовь к тому, что делаешь — вот то, что должно лежать в основе. Но за любовью, конечно, должен быть и трезвый расчет. Я всегда смотрю на примеры того, как похожие объекты работают в других странах. Например, в Европе владельцы исторических зданий часто делают в них в первую очередь некий семейный бизнес — маленькие ресторанчики, пекарни, сувенирные магазинчики, мини-отели. Памятник живёт, семья сама себя обеспечивает. В данном контексте я против какой-то гигантомании и того, что экономический смысл имеют только огромные объекты. Считаю, что как раз небольшие исторические здания в центрах малых городов вполне имеют право на существование, — уверен Алексей Шкрапкин.

Море у нас холодное, поэтому привлекать туристов нужно другим | Фото: Александр Мелехов
Море у нас холодное, поэтому привлекать туристов нужно другим. Фото: Александр Мелехов

Алексей много раз приезжал в Калининградскую область как турист и высоко оценивает её потенциал.

— У вас отличный сервис, прекрасные дороги, хорошая инфраструктура, правильные планы развития городов. За последние годы много сделано для того, чтобы привлекать туристов. Единственный недостаток — холодное море, но и его при желании можно обернуть в плюс, — поделился мнением Алексей. 

Эксперты считают, что калининградский опыт возрождения объектов культурного наследия надо тиражировать.

Выбор редакции