На форуме «Экономика наследия», который прошел 22-23 января в замке Нойхаузен в Гурьевске, эксперты со всей страны говорили о том, как работать с историческими зданиями.
Как рассказал директор Ассоциации владельцев исторических усадеб Виссарион Алявдин, форум стал, наверное, первым большим мероприятием, посвящённым именно экономике наследия.
— Об этом появился смысл говорить только сейчас. В недавнем прошлом все, что было связано с объектами культурного наследия, их возрождением, появлялось либо благодаря активности со стороны государства, либо со стороны меценатов и людей, которыми руководили духовные приоритеты. Речь про бизнес, экономику не шла. Сегодня в основном все ещё держится на меценатах, которые не ждут быстрой отдачи. Но в эту сферу уже начали приходить инвесторы, — высказал мнение эксперт.
Виссарион Алявдин занимается темой наследия более 30 лет, создал фонд «Возрождение русской усадьбы».
— Фонд начал работать в 2000 году, и мне есть, с чем сравнить. Тогда отношение к энтузиастам, которые пытались возродить старинные усадьбы, было враждебное или равнодушное. И со стороны власти, и, что самое печальное, со стороны общественности. Считалось, что частная инициатива нежелательна и опасна. Сегодня пришло время, когда сфера наследия встала на ноги, получает поддержку, — поделился он. — Я уверен, что человек, который готов заниматься наследием, взять на себя ответственность, инвестировать, должен получать административный «зеленый коридор». Местные власти должны идти ему навстречу с точки зрения помощи с инфраструктурой: привести в порядок дороги и т.д.
Сегодня в Ассоциации усадеб 50 участников, и за каждым стоит один или несколько проектов. В качестве наиболее успешных наш собеседник привел усадьбы Марьино под Петербургом и Скорняково-Архангельское в Липецкой области.
— Есть интересный проект усадьбы Гончаровых в Калужской области. Это особая история, потому что там получилась настоящее государственно-частное партнёрство. Инвестору передали в пользование руины, которые он превратил в прекрасную гостиницу, ресторан, и в результате этих изменений там появился государственный музей в историческом здании полотняного завода, связанный с именем Натальи Гончаровой, жены Александра Сергеевича Пушкина, — рассказал эксперт.
Виссарион Алявдин высоко оценил региональную программу Калининградской области по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Она работала с 2020 года, сейчас приостановлена. Но власти планируют программу вернуть и создать аналог при федеральном софинансировании: по условиям половина суммы для проекта выделялась регионом в виде возвратного беспроцентного займа, а вторая половина — в виде невозвратной финансовой помощи инвестору. Благодаря ей случился настоящий бум реставрации замков и других исторических объектов.
— Это уникальный пример партнёрства, было бы замечательно тиражировать ваш опыт на другие регионы, — считает эксперт. — Сейчас в стране действительно стали уделять много внимания теме сохранения наследия. Помимо истории, восстановленные объекты могут стать теми якорями, которые остановят отток людей из поселков, небольших городов. Они сделают их интересными для гостей и более привлекательными для местных жителей. Вокруг таких объектов кипит жизнь, они дают работу, генерят потоки приезжих, заработок. Я уже не говорю о том, что так мы сохраняем действительно глубинную духовную связь с предками, с прошлым.
Зачем гламурные барышни едут в глухие деревни - читайте в нашем материале.