14:22

«Мы работаем в зоне риска»: главврач перинатального центра - о сложных родах и ответственности

Главный врач Регионального перинатального центра (РПЦ) Сергей Мартиросян.  | Фото: Александр Подгорчук
Главный врач Регионального перинатального центра (РПЦ) Сергей Мартиросян.. Фото: Александр Подгорчук

После месяцев обвинений и слухов главный врач Регионального перинатального центра (РПЦ) Сергей Мартиросян впервые подробно рассказал журналисту «Страны Калининград» о работе учреждения, резонансных случаях, медицинских рисках и о том, что остаётся за кадром громких обсуждений.

Свободные места всегда есть

 Давайте начнем с итогов года, с хороших итогов. Что было в этом году значимого для Регионального перинатального центра? 

— Во-первых, мы приняли практически 60% родов по всему региону. И дело не в количестве, а в сложности состояния тех пациентов, которые по медицинским показаниям должны поступать именно в перинатальный центр. В 2025 году нам удалось получить лицензию на образовательную деятельность и создать тренинговый центр, в котором обучались все акушеры-гинекологи Калининградской области (в соответствии с клиническими рекомендациями Минздрава РФ. — Прим. ред.). Прошли аккредитацию системы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности по тем практическим рекомендациям, которые предложила Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации. Процессы управления персоналом, безопасность при применении лекарственных средств, изделий медицинского назначения, эпидемиологическая, хирургическая безопасность, организация экстренной неотложной помощи, создание пациентоцентричной среды в организации — все 14 разделов этой системы мы успешно прошли с соответствием более 90%. Это показатель внедрения международных стандартов качества и безопасности на всех этапах оказания помощи. И это отличные результаты деятельности всей обширной службы акушерско-гинекологической помощи региона. Стандартизация будет связана и с развитием материально-технической базы родильных домов, приобретением медицинского оборудования, и с обучением врачей, медицинских сестёр, акушерок тем технологиям безопасности, которые рекомендованы нашей национальной системой.

 Нужен ли Калининградской области ещё один перинатальный центр, например, на востоке? Или ваше учреждение закрывает все потребности? 

— Думаю, что ещё один перинатальный центр не нужен, ведь основная его функция — это оказание помощи пациентам высокого риска. У нас компактная область, хорошо выстроена транспортировка пациентов силами скорой медицинской помощи. Максимальное расстояние доставки составляет 120-130 км. Скажем, в Москве население — 12,5 миллиона, на всю Москву 4 перинатальных центра из 17 акушерских стационаров.

 Вы поддерживаете концепцию, согласно которой в небольших муниципалитетах, как, например, Советск, не нужен свой родильный дом, достаточно иметь специализированное отделение?

— Родильный дом в Советске функционирует и продолжит работать. Его главная проблема в том, что он находится в отдельном здании и на расстоянии от многопрофильного стационара. Именно поэтому на его базе нет возможности пользоваться теми преимуществами, которые даёт многопрофильный стационар, имеющий лабораторную и диагностическую  базу. Но эта проблема будет устранена после запуска межрайонного медицинского центра, который построят в Советске.

 Пока он не строится, только на словах и на бумаге. 

— Я видел техническое задание на строительство и как главный специалист области по акушерству — согласовал. Это будет хорошее родильное отделение, по мощности соответствующее сегодняшнему родильному дому, но при этом имеющее круглосуточную лабораторную и диагностическую базу. Сейчас оказание помощи роженицам и беременным востока области затруднено как раз тем, что этого в роддоме Советска нет. 

 Есть жалобы на то, что роженицы из удалённых по местным меркам районов приезжают в Калининград — к вам в перинатальный центр, врачи их осматривают, видят, что к родам женщина ещё не готова, и отправляют её домой. В итоге, пока она добирается за сто километров, уже нужно обратно ехать. Почему их не оставляют в перинатальном центре?

— В подавляющем большинстве случаев мы таких пациентов всё-таки оставляем в перинатальном центре. В Калининграде есть ещё два отделения акушерского ухода на базе 3-го и 4-го роддомов, которые как раз ориентированы именно на этих женщин, чтобы они не уезжали далеко от учреждения, в котором им могут оказать специализированную помощь. 

—- Сколько таких коек и всегда ли есть свободное место?

— Да, свободные места всегда есть в наличии. 

В 2025 году здесь приняли 60% родов по всей Калининградской области.    | Фото: Александр Подгорчук
В 2025 году здесь приняли 60% родов по всей Калининградской области.. Фото: Александр Подгорчук

Нулевой процент материнской смертности 

 Почему-то о Региональном перинатальном центре  ходят слухи, что здесь не любят делать кесарево сечение. При любой возможности отправляют женщин на естественные роды, которые потом, по мнению рожениц, заканчиваются не так, как им бы хотелось.

— У нас в РПЦ процент кесаревых сечений от количества всех родов составляет примерно 35% (в обычном роддоме — 20%). Кесарево сечение — не простая операция и далеко не безопасная. Она серьёзно ассоциирована с материнской заболеваемостью и смертностью. Но, даже исходя из процентного соотношения операций в общей статистике РПЦ, слухи о том, что мы «не любим» кесарево сечение, сильно преувеличены.

 Пациентка сама может решать, будет она рожать естественным путем или с помощью кесарева сечения? 

— Нет. Такого права у пациентов нет в соответствии с российским законодательством. Операция проводится только по показаниям, указанным в соответствующих клинических рекомендациях. 

 Бывает так, что роды проходят с осложнениями и впоследствии вы можете признать: да, нужно было делать кесарево сечение?

— Даже несмотря на уровень квалификации наших врачей, в медицине никогда не бывает ста процентов благоприятных во всех отношениях исходов. Очень многое зависит от состояния здоровья, генетических факторов, наличия инфекций, различных нарушений системы кровообращения у беременных. Поэтому о том, что могло бы быть, говорить нельзя. Если говорить о том, сделают ли женщине кесарево сечение, если что-то пойдёт не так в родах, то стоит посмотреть статистику: у нас 50% плановых операций и 50% - неотложных и экстренных. То есть пациенты получают ту помощь, которая необходима, в том числе и по экстренным показаниям. Исследования Всемирной организации здравоохранения показывают, что исходы родов для детей улучшаются при частоте кесарева сечения в 16 % от всего числа родов. Выше этого уровня, к сожалению, результаты уже не улучшаются.

 В Региональном перинатальном центре на сегодняшний день самая высококлассная база по выхаживанию недоношенных младенцев?

— Сложно сравнивать с чем-то, когда эта база — единственная в области. Поэтому мы без сравнений с учреждениями Калининградской области стремимся к тому, чтобы у нас была лучшая база в стране. Это необходимо, чтобы у нас были самые лучшие результаты выхаживания новорождённых, особенно с экстремальной и очень низкой массой. И таким образом мы приходим к низким показателям младенческой смертности. Это серьёзный для нас вызов. В этом году мы справились, и показатель младенческой смертности в области будет соответствовать целевым показателям, которые были заданы Минздравом страны. Но в перспективе, развивая медицинские технологии и развивая их достаточно быстро, мы хотим выйти на лидирующие позиции в Северо-Западном федеральном округе и в Российской Федерации.

У нас большие успехи по выхаживанию недоношенных, но ещё большие успехи в управлении материнской заболеваемостью и смертностью. Вот это, наверное, самый главный наш успех в этом году, потому что впервые с 2018-го мы по итогам года имеем нулевой процент материнской смертности. У нас было несколько крайне тяжёлых пациентов. И я весьма благодарен коллегам из областной больницы, потому что наш совместный с ними труд помог женщинам остаться в живых. 

И вновь хочется прояснить некоторые слухи: много говорят о массовых увольнениях врачей и персонала из перинатального центра. Правда ли это? 

— В 2025 году статистика в пользу перинатального центра, есть прирост врачей и среднего медицинского персонала за год. Костяк коллектива у нас сохранился. Я благодарен коллегам за ту совместную работу, которую мы провели в 2025 году.

 В Калининградской области местный медицинский факультет готовит акушеров? 

— Да, есть подготовка акушеров-гинекологов, но, к сожалению, пока не готовят врачей-неонатологов. Вот в этом самая основная проблема. Нам приходится привлекать специалистов из других регионов. 

В РПЦ процент кесаревых сечений от количества всех родов составляет примерно 35% (в обычном роддоме – 20%). | Фото: Александр Подгорчук
В РПЦ процент кесаревых сечений от количества всех родов составляет примерно 35% (в обычном роддоме – 20%). Фото: Александр Подгорчук

Самые тяжёлые пациенты — в РПЦ

 На ваш взгляд, с чем связаны активные «наезды» на РПЦ и вас лично в публичном пространстве в последние несколько месяцев? 

— Любой перинатальный центр достаточно уязвим, потому что всегда есть тяжёлые пациенты. Большая часть родов проходит в перинатальных центрах по всей стране. Ведь мы принимаем ещё и детей с пороками развития, с различными заболеваниями, с диабетической фетопатией и так далее. У нас находятся самые тяжёлые пациенты, что тоже иногда приводит к необходимости принимать некоторые достаточно сложные решения для спасения их жизни. Именно поэтому внимание к отдельным случаям всегда велико и имеет резонанс. 

 Депутат Госдумы Алексей Куринный посещал вас?

— Надо отдать должное этому человеку, который вдумчиво отнёсся, ему на самом деле стало интересно. Он прошёл обходом, пообщался с сотрудниками, посмотрел уровень технологий без всякого предупреждения. Поговорил  с пациентами и получил обратную связь об оказании помощи в перинатальном центре. И дал высокую оценку нашей работе, которую затем озвучил на встрече с министром здравоохранения Калининградской области.

 И ещё про слухи давайте побеседуем. О перинатальном центре говорят, что здесь чаще, чем нужно, применяют методику накладывания акушерских щипцов, и всё потому, что вы пишете диссертацию по этой теме и собираете таким образом материал. 

— Диссертацию я завершил, если не ошибаюсь, в 2006 году, и она не связана с методикой акушерских щипцов. Больше пока научных работ писать не планирую. Но вопрос ведь не в этом. Самые страшные и самые неблагоприятные исходы бывают тогда, когда в процессе родов у плода происходит тяжёлое кислородное голодание, прекращение поступления кислорода ещё до того момента, пока мама родила. Когда есть возможность, мы выполняем кесарево сечение. Если такое состояние плода фиксируется на завершающем этапе, когда головка ребенка находится на тазовом дне, в этих случаях кесарево сечение крайне опасно. В том числе и для ребенка, не говоря уже о матери. Это приводит к разрыву матки, массивным кровотечениям и другим тяжелым осложнениям. Кесарево сечение требует времени на подготовку, а в случае асфиксии плода счёт идёт на минуты, и тогда встает вопрос о вакуум-экстракции или применении акушерских щипцов. Все это применяется, естественно, в рамках рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации. Это не какие-то архаические или устаревшие методы. 

 Но тяжелые последствия такой методики фиксировались?

— У нас в 2025 году не было по этому поводу ни одного неблагоприятного исхода. Все младенцы благополучно выписаны домой, все детки с мамами развиваются по возрасту, это данные детских поликлиник, к которым они приписаны. Эти дети могли иметь незначительные проблемы, но они не имели самого главного разрушительного воздействия — не перенесли тяжелую асфиксию при рождении и радуют своих родителей нормальным развитием. Они не будут иметь проблем в дальнейшем с обучением, с физическим развитием и так далее. А дети, которые не были родоразрешены вовремя при развивающейся асфиксии, вот они-то как раз потенциально имеют высокие риски развития детского церебрального паралича или даже попадания в статистику младенческой смерти. Кстати, у подавляющего большинства пациентов, которым применялись в том числе эти методы, роды были партнёрскими. С ними были их близкие люди, которые прекрасно понимали, для чего это делается, которые слышали и видели на показателях приборов снижение количества сердечных сокращений плода. И эти люди испытывают чувство благодарности за то, что исход родов оказался таким, о котором они мечтали, будучи беременными. То есть здоровый ребёнок и здоровая мама.

Любой перинатальный центр достаточно уязвим, потому что всегда есть тяжёлые пациенты.  | Фото: Александр Подгорчук
Любой перинатальный центр достаточно уязвим, потому что всегда есть тяжёлые пациенты.. Фото: Александр Подгорчук

Есть над чем работать

 Что можно сказать о тех случаях оказания помощи пациенткам, которые сейчас рассматривает Следственный комитет?

— У нас каждый год Следком рассматривает различные случаи. Если я не ошибаюсь, в 2020 году было подписано соглашение между Министерством здравоохранения и Следственным комитетом. И я лично не вижу в этом надзоре, в общественном наблюдении никакой проблемы. У меня вообще есть идея инициировать создание при перинатальном центре общественного совета, в рамках которого рассматривались бы все стратегически важные для нашего центра решения.

 Многие из тех женщин, которые сейчас обратились в правоохранительные органы, говорили об одном и том же: когда с ними случился неблагополучный исход, в РПЦ с ними не разговаривали нормально, не поддерживали, не давали исчерпывающую информацию. От этого также есть ощущение, что все могло быть по-другому у них…

— Не буду скрывать, что, наверное, в этом направлении у нас есть недоработки, традиционные для постсоветского общества — проблемы коммуникации с пациентами, — это то, с чем мы будем продолжать активно работать. Та самая пациентоцентричная модель, о которой говорили в начале. Мы много сделали за этот год в данном направлении, но наверняка еще не все. Будем продолжать эту работу. Еще раз повторюсь: никто не застрахован от неблагоприятных исходов. Если за каждый неблагоприятный исход врач будет подвергаться каким-то значительным санкциям, которые не дадут ему возможность вести профессиональную деятельность, то в итоге останемся без врачей.

 Спасибо за беседу.

Только цифры

На 26 декабря 2025 года в Региональном перинатальном центре проведено 3694 родов. Из них: 

  • 1293 — с применением методики кесарева сечения (35% от общего количества);
  • 67 — с применением вакуум-экстракции;
  • 13 — с наложением акушерских щипцов.


Что ждёт роддом в Советске и какие варианты предлагают местным жительницам.

Выбор редакции