Одним из ярких событий проходившего в Калининграде Международного фестиваля «Джаз в филармонии» стала программа Дмитрия Носкова «Я буду петь тебе как Фрэнк». Когда слушаешь Носкова, исполняющего культовые песни Синатры, приходит мысль о реинкарнации. Поскольку степень вживания в образ невероятна. О секретах перевоплощения и многом другом исполнитель рассказал корреспонденту «Страны Калининград».
Сила дедовских генов
— Дмитрий, насколько мне известно, джазовая история вашей семьи начинается с деда, который играл в оркестре Леонида Утёсова.
— Да, дед в оркестре Утёсова был вторым трубачом, а это солирующий трубач. После войны в кинотеатре на Таганской площади перед началом сеансов играл джаз. И, как показывает жизнь, гены никуда не уходят.
— Как рано они сделали своё дело?
— Уже в детстве попал под их власть. Дома было пианино, на котором занимался старший брат. У него ничего не получалось, родители заставляли заниматься, а он прятался под стол. У меня инструмент вызывал живой интерес, я то и дело пытался подобрать свои любимые мелодии. Увидев мой интерес, родители нашли педагога. Мы прозанимались семь месяцев, после чего преподаватель сказала, что за это время мы прошли курс четырёх классов музыкальной школы. Мало-помалу мы с другом начали сочинять песни – он стихи, я музыку. И понеслось!
В девятом классе меня турнули из школы - кстати, как и Синатру, поскольку посещал я её время от времени. Интерес вызывали лишь литература, русский и английский языки. Кстати, английский я к тому времени прилично знал. Но не благодаря школе, а переводу текстов культовых западных групп. С помощью этих переводов заработал первые деньги. В общем, в 14 лет я стал аранжировщиком в компании, которая занималась шоу-бизнесом.
Счастливое знакомство
— А как случилась история с музыкой для кино?
— Я на том этапе в полной мере освоил мастерство аранжировщика. Пошли клиенты. В течение шести лет плотно сотрудничал с Аркадием Укупником - аранжировал практически все его песни этого периода. А у него было множество знакомых в киномире. Однажды он притащил короткометражку Всеволода Плоткина и предложил написать к ней музыку. Опыт оказался удачным. Потом был фильм «Сволочи» (16+). И я заболел киномузыкой! Стал изучать музыкальную историю, основы оркестровки. За полтора года освоил эту премудрость.
— В процессе написания музыки вы исходили больше из своего восприятия материала или из режиссёрских пожеланий?
— Я работал с монтажной сборкой, затем обсуждал с режиссёром его желания, пристрастия. После садился за написание музыки.
— Случались несовпадения с режиссёрской трактовкой?
— Конечно, были всякие нюансы. Пожалуй, самой счастливой была совместная работа с Сашей Стриженовым над его кинолентой «Любовь–морковь» (16+). Сказывалось его воспитание в замечательной семье и в схожести нашего мировосприятия. Мы оба хотели сделать жизнерадостную голливудскую историю, и она получилась. Это первая картина, в которой мою музыку сыграл большой живой оркестр. Это стало для меня и шоком, и трепетом, и восторгом.
Первый раз спел с мэтром в машине
— Я так понимаю, что во всех этих многообразных занятиях не было места вокалу. Как же вы запели?
— Мне даже в голову не приходило, что я когда-либо запою. Но распорядился случай, которому я придаю мистическое значение. Когда писал музыку ко второй «Любови-моркови», в качестве референса на монтаже лежал трэк Синатры — то ли «Let it snow», то ли «Jingle bells». И я подумал: «Какая же невероятная красота!» Впечатление было настолько сильным, что в итоге я перестал слушать что-либо, кроме Синатры. А в один прекрасный день в первый раз попробовал петь вместе в Фрэнком в машине. Выучил наизусть целую обойму его песен, благо с английским у меня всё в порядке. Стал петь Синатру в караоке. Народ реагировал очень живо, особенно дамы, которые подходили и преподносили презенты (смеётся).
Мы с женой Анной подумали, а не сделать ли на мой день рождения концерт для друзей. Легендарный джазмен Юрий Маркин написал сингл «Я буду петь тебе как Фрэнк». Мне исполнялся 41 год, мы собрали друзей в клубе «Кино», и я вместе с оркестром «Круглый Бенд», с любовью и душевным трепетом пел Синатру. Это был успех. Начали поступать предложения выступить из разных джазовых клубов, потом из филармонии. Я пою, наслаждаюсь этим — и продолжаю обучаться по сей день.
— Непринуждённое, лишённое апломба общение с залом — это ваше ноу-хау?
— Моё, подсмотренное у великих артистов прошлого, в том числе у Фрэнка. Он считал своим долгом быть в хороших отношениях с аудиторией. Зрители - это твои друзья. Самый гениальный музыкант, если он выходит на сцену исключительно ради себя, любимого, подпитывая только свои амбиции, то он не стоит и гроша ломаного.
— Верите в реинкарнацию?
— Конечно, верю! Я так глубоко внутренне перевоплощаюсь в Синатру, что с годами даже изменился физически и действительно стал на него похож, чего раньше не было. Такая вот мистика!
— Плюс имиджевые перевоплощения?
— Непременно! Я стал одеваться, как Фрэнк - в костюмы-тройки и шляпы. На сегодня в моей коллекции около двух десятков шляп! Но ведь имидж - это тоже от внутренних процессов.
В каждой песне Фрэнка найдётся слово, которое попадает мне прямо в сердце. И многие факты наших жизней реально схожи. Я, как и Фрэнк, не закончил школу. Так же, как и он, начал рано зарабатывать музыкой.
— А ещё его жизнь изобиловала колоритными сюжетами. Здесь тоже есть совпадение?
— Безусловно (смеётся)! Я люблю жизнь так же, как он, и так же способен на спонтанные поступки. А их в его жизни было немало. Однажды они с Авой Гарднер приехали в гости к друзьям на Малибу. Поселились в разных комнатах. Среди ночи Ава слышит выстрел. Вбегает в комнату Синатры, ожидая увидеть страшную картину, а видит не совсем трезвого Фрэнка, который сидит в своём любимом шелковом халате. В одной руке дымящийся револьвер, в другой - простреленная подушка. «Я хотел привлечь твоё внимание», - сказал он с улыбкой. После чего ему, конечно, мало не показалось...
А недавно на мой коцерт пришёл испанец. После он с переводчицей подошёл ко мне и рассказал такую историю. Оказывается, у его отца был друг, знакомый с матадором, с которым Ава Гарднер закрутила роман. И именно этот роман стал роковым для её отношений с Синатрой. Вот так Фрэнк посылает мне приветы с помощью людей.
Справка «СК»
Дмитрий Носков родился в 1976 г. в Москве. Работал в качестве аранжировщика с такими исполнителями, как А. Малинин, А. Апина, А. Укупник, Б. Моисеев, группа «Премьер-министр», И. Понаровская, Лолита, К. Орбакайте. Автор музыки к десяткам кинолент («Притяжение», «Любовь-морковь» и др.) и сериалов. В 2017 г. начал вокальную карьеру. Победитель проекта «Ярче звёзд» на ТНТ, номинант премии «Золотой Орёл - 2019» за лучшую музыку к фильму и премии «Все цвета джаза - 2023» как «Музыкант года». Лауреат премии «Главный мужчина года - 2023» от бизнес-форума «Грани личного бренда». Женат, воспитывает сына и дочь.