16:46

Самый сложный и мрачный музей может стать интересным для ребёнка

Сергей Островский: «Дети обожают задавать вопросы, иногда совершенно замечательные»   | Фото: архив героя публикации
Сергей Островский: «Дети обожают задавать вопросы, иногда совершенно замечательные». Фото: архив героя публикации

Музейный эксперт Сергей Островский в Калининграде человек не чужой и не случайный. Из года в год он посещает и курирует музейный фестиваль «Острова»,  привнося в него неожиданные, а порой и парадоксальные идеи.   

Как посещение детьми музеев превратить из постылой повинности в весёлую яркую игру — ключевая задача Островского.  И она не проста. Поскольку всем известно, что музеи придуманы не для детей, а для музейных сотрудников, иронизирует Сергей. О своём экспериментальном пути и неожиданных открытиях он рассказал корреспонденту «СК».

Руками трогать!         

— Сергей, насколько мне известно, ваш педагогический путь начинался в школе.

— Так и есть. Я по профессии учитель истории и обществознания. За недолгий срок работы в школе преподавал в восьмых классах, это было моим сущим проклятием.

 Отчего так? 

— Это самый не контролируемый и непредсказуемый возраст, а я был молод и неопытен. Так что прикурить давали... (Смеётся.)

— Чему они вас научили?

— Прежде всего терпению, что необходимо человеку, работающему в музейной сфере. А ещё умению разгадывать, какие истинные эмоции таятся под внешней бравадой и работой на публику.

— А как вы оказались на музейной стезе?

— В музей я попал случайно. Мне предложили помочь сделать серию краеведческих игр. Получилось неплохо, и вскоре меня позвали работать в Пермский краеведческий музей. Он большой — 10 филиалов, при этом детская тема была представлена совсем бледно. Вообще, музей и дети — не сильно стыкующиеся понятия. Дети живые и громкие, а музеи тихие и статичные. Дети должны подстраиваться под правила музея, а они не готовы эти правила принимать. «Педагог я или не педагог?», — подумалось мне. И мы с единомышленниками  стали придумывать, как органично внедрить в существующую экспозицию детскую тему. Это оказалось болезненной историей, пробивали идеи с трудом. Начали с палеонтологии. Организовали процесс раскопок в специально оборудованных песочницах.  А далее  решили создать  отдельный детский музейный центр, в котором всё максимально интерактивно и дружелюбно.

 Опирались при этом на мировой опыт?

— Перед тем как делать детский центр, мы вступили в ассоциацию детских музеев «Hands on!». Смысл названия — руками трогать, а это целиком соответствует моему пониманию музея, доступного детям.

У детей есть потребность слушать истории, уверен музейный эксперт. | Фото: архив героя публикации
У детей есть потребность слушать истории, уверен музейный эксперт. Фото: архив героя публикации

Вредные советы

Вы прочитали в Калининграде лекцию под названием «Как отвратить ребёнка от музея». Совершенно в духе вредных советов Остера.  

— Ну да, потому что очень хотел придать теме полемический запал. Основные тезисы лекции  такие: создать все условия, чтобы  посещение музея стало  невыносимым, отправлять туда в наказание за плохое поведение, всячески пресекать инициативу и высказывание своего мнения.

— С какого возраста лучше знакомить ребёнка с музейным миром?

— Кто-то приносит в музей грудничков, чтобы мало-помалу проникались. И это неплохо. У нас в Музее пермских древностей есть программа занятий, которая так и называется — «Программа музеезавриков». Ориентирована на детей пяти-семи лет. Хотя приходят и трёх-четырёхлетние. Для начала педагог рассказывает о теме экскурсии и спрашивает, что дети об этом знают. Потом все вместе идут смотреть на предмет разговора в экспозиции. После чего делают на эту тему какую-то поделку. Можно делать вместе с родителями и при этом поваляться на полу — условия созданы, иногда даже покидаться подушками. В общем, дети как-то делают паузу, родители тоже выдыхают, потом снова приступают к делу. Как показывает жизнь, это работает!

Экскурсия с фонариком

 — Случается, что дети перехватывают инициативу и начинают говорить вместо экскурсовода? О тех же динозаврах они чего только не знают... 

— И это здорово! Если не гасить в детях искру живого общения, то самый сложный, мрачный, недетский, в общем, музей может стать интересным для ребёнка. Дети обожают задавать вопросы, иногда совершенно замечательные.

— Например?

— Может ли этот динозавр съесть этого мамонта? И кто победит, если они будут драться? Почему у костей такой цвет? 

— И всегда есть ответы на эти вопросы?

— Ну, мы готовимся.

— А как привить интерес к живописи?

— У детей есть потребность слушать истории. Любая история, даже придуманная вами, будет хороша. Придумайте, например, историю про взаимоотношения портретов: как они друг на друга смотрят, а выйти из рам не могут, это всё оживляет. В нашем музее дети прогуливаются по вечернему музею с фонариками и экспонаты предстают в новом и неожиданном виде…

— Какое искусство детям ближе — классическое или концептуальное?

— По моим наблюдениям, в подростковом возрасте привлекают прежде всего  музеи современного искусства. Ведь концептуальное искусство — это и яркость самовыражения, и провокация, и бунт. Для подростков это весьма заманчиво!

— Что делать родителю, пришедшему с ребёнком в музей и не знающему, что ответить на его вопросы?

— Часто родитель чувствует себя неловко, поскольку не может рассказать, почему здесь в витрине стоит именно такой экспонат или о чём та или иная картина. Мне кажется, бояться нечего. Надо говорить: «Вот здесь люди сражаются на мечах. А здесь кидают копья. Давай подумаем, что их заставило сражаться и для чего». Или натюрморт. «Почему здесь такие фрукты, какие из них мы с тобой пробовали? А давай придём домой и попробуем нарисовать что-то похожее!» Если вы чувствуете себя комфортно, то и ребёнок будет чувствовать себя комфортно.

Сергей Островский - куратор программы калининградского фестиваля «Острова» | Фото: из архива героя публикации
Сергей Островский - куратор программы калининградского фестиваля «Острова». Фото: из архива героя публикации

Меньше академичности, больше весёлости 

 Вы куратор программы фестиваля «Острова», на который приезжаете каждый год. Как складываются отношения с нашими музейщиками? 

— Я считаю, что на сегодня это самый динамичный и интересный фестиваль из всех существующих в нашей стране. Все, кто в нём участвует, ставят задачу: меньше академичности, больше весёлости. И все готовы на лёгкое хулиганство. Это здорово!

 В этом году вы курировали Музей изобразительных искусств. Есть ли какие-то соображения, как адаптировать его экспонаты к детскому восприятию?

— Например, такой вариант. Отдыхать нужно не только школьникам, но и львам, которые около музея днём и ночью охраняют историческое здание и сотни картин. Можно ли отпустить их на каникулы, как Бонифация? А если нарисовать это? И давно знакомая  скульптура начнёт восприниматься как чудесная сказка. А без сказки детям никак…

Самый сложный и мрачный музей может стать интересным для ребёнка  | Фото: из архива героя публикации
Фото: из архива героя публикации

Справка «СК»

Сергей Островский родился в 1978 г. Заведующий отделом социокультурной деятельности Пермского краеведческого музея. По образованию учитель истории. Один из создателей городской игры-путешествия «На старт, внимание… в музей!» в Перми. Музейный педагог, проектировщик, эксперт. Постоянный куратор калининградского музейного фестиваля «Острова».

Выбор редакции