09:54

Какой видели Победу военные корреспонденты

Анна Карпенко рассказала о знаменитом кадре Аркадия Шайхета с парада на Красной площади в ноябре 1941 года (справа) | Фото: из архива регионального Союза фотохудожников
Анна Карпенко рассказала о знаменитом кадре Аркадия Шайхета с парада на Красной площади в ноябре 1941 года (справа). Фото: из архива регионального Союза фотохудожников

В фотопроекте «Объектив Победы» (0+) регионального отделения Союза фотохудожников представлены работы, созданные фронтовыми корреспондентами, участвовавшими в Восточно-Прусской операции. 

Среди них - как громкие имена, так и авторы, которые известны больше научным исследователям.

- В Великой Отечественной войне принимало участие, по разным данным, более 400 фотокорреспондентов (в том числе несколько женщин). Мы остановились на тех, кто запечатлел страницы истории Восточно-Прусской операции, - пояснила куратор проекта, председатель регионального Союза фотохудожников Анна Карпенко.

С риском для жизни

Есть известные снимки, создавшие визуальный образ Победы, и изображения, которые широкая публика увидит впервые. 

- Все военкоры прошли войну с первого до последнего дня и были прикомандированы к изданиям разного уровня - армии, фронта, крупнейшим новостным агентствам. Многие из них дошли до Берлина. И они не только фотографировали, но, если было нужно, брали в руки оружие и сражались наравне с другими бойцами, - рассказала куратор проекта.

Важна была оперативность, поэтому негативы особых снимков передавали самолётами, старались опередить других. 

- Снимали с риском для жизни и без хорошей техники в современном понимании. Прямо на линии фронта проявляли фотографии. И в таких сложных условиях создавали удивительно яркие произведения, визуальный язык эпохи и Победы, - поделилась наша собеседница.

На портрете Калестина Коробицына, фотокорреспондента действующей 28-й (позднее 43-й) армии в газете «Защитник Отечества», который расписался на поверженном рейхстаге и дружил с маршалом Рокоссовским, он отсматривает проявленную плёнку с исторического фотоаппарата ФЭД, отечественной копии знаменитой камеры «Лейка» (выпускался в СССР в 1930-1950-е годы. - Прим. авт.).

-  Именно на эту камеру снимало большинство фотографов. Один из посетителей выставки, увидев портрет, принёс нам такой фотоаппарат, и теперь он дополняет экспозицию, - говорит Анна Карпенко.

Фотографы, которые трудились на фронте, не были самоучками, они оканчивали специальные курсы. 

- У каждого была специализация. Были те, кто, например, делал съёмки местности с самолёта. Или фиксировали, что оставлял противник при отступлении на поле боя и т. д. То есть у фотографии была, прежде всего, прагматическая, практическая функция, - поясняет куратор.

Мирный символ

Кадры  получены от семей авторов, их наследников либо из крупнейших российских архивов. Каждый - с историей.

- Например, фотография «Третий Белорусский фронт. Пленные немцы на улицах Кёнигсберга», запечатлевшая Королевские ворота и сделанная 12 апреля 1945 года фотокором ТАСС Эммануилом Евзерихиным, долгое время не имела точного авторства. И лишь при подготовке выставки нам удалось его установить! - рассказала Анна. - Из случайной газетной вырезки я узнала, что негатив кадра находится в дальневосточном музее-заповеднике им. В. К. Арсеньева. Благодаря Светлане Соколовой, директору Калининградского зоопарка, лично знакомой с его руководителем, мы получили инвентарную карточку на эту фотографию. Она хранилась там с 1945 года, когда ТАСС передал музею во Владивостоке коллекцию фотографий. В те годы крупное новостное агентство распределяло военные снимки по всем областям, и так кадры из  Восточной Пруссии попали на другой край нашей страны.

На выставке есть фотографии последнего боя на Фрише-Нерунг (Балтийской косе). И исторический снимок, сделанный в первый день войны Евгением Халдеем. На нём люди слушают репродуктор, по которому им объявляют о начале Великой Отечетвенной войны.

- Один из самых трогательных для меня кадров - это фотография Михаила Савина, военного фотокорреспондента газеты Западного фронта «Красноармейская правда». На ней кошка с простреленным ухом и перебитой лапой сидит на пепелище уничтоженного города. Именно этот кадр корреспондент, прошедший всю войну, считал своей главной работой. Сохранились воспоминания о том, как, отсылая плёнки в редакцию, Савин написал: «Ухо кошки прострелено, не ретушировать!». Этот снимок был для него символом мирной жизни, вернуть которую могла только Победа, - пояснила «Стране Калининград» наша собеседница.

«Стали мыться, стали бриться»

На многих фотографиях редкие виды послевоенного Кёнигсберга в первые месяцы после штурма. А ещё подробности военного быта.

- На снимке Калестина Коробицына 1 января 1945 года с бреющимися бойцами на обороте надпись карандашом: «А когда побили фрица, стали мыться, стали бриться», - приводит пример Анна.

Военные корреспонденты за всю войну практически не бывали дома. Они работали без остановки  и отдыха.

- Аркадий Шайхет, выдающийся классик отечественной фотографии, один из основоположников жанра советского фоторепортажа, во время Великой Отечественной войны сделал 1 800 снимков - он работал военным корреспондентом в газете «Фронтовая иллюстрация», в газете «Правда», публиковался в других изданиях. Есть у него известный кадр со взятия Берлина. И с ним связана любопытная история. В начале мая 1945 года Шайхет оказался в немецкой столице. Он не был туда командирован, должен был находиться в это время в Восточной Пруссии, но добрался туда самовольно. И случайно встретил на улице своего начальника, главного редактора газеты. Тот строго поинтересовался, как он попал в Берлин. И услышал в ответ: «Я опытный фотокорреспондент и знаю, что в истории остаются кадры с места главных событий. И я заслужил, чтобы их снять!». Такое решение нашло понимание, но у этого автора были статус, известность - вряд ли подобную вольность себе могли бы позволить обычные фотокорреспонденты. 

После завершения выставок организаторы планируют представить фотографии в муниципалитетах Калининградской области. 

Выбор редакции