Известный экскурсовод Игорь Ляшук несколько лет провёл в архивах и собрал уникальную информацию.
Он нашёл данные о первых домах, которые были построены в послевоенном Калининграде. А также узнал много любопытного о восстановлении города в 1946-1956 годах.
Стёрли с лица земли
- Пять лет назад, готовясь к экскурсии, посвящённой 75-летию образования Калининградской области, я впервые обратил пристальное внимание на раннюю советскую архитектуру нашего города, - рассказал калининградский гид. - Стал изучать этот вопрос подробнее в основном в государственном архиве Калининградской области, а также пользуясь оцифрованной версией газеты «Калининградская правда». Я решил найти первые советские дома - не восстановленные, а именно полностью построенные с нуля.
По официальным данным, накануне Второй мировой войны, в 1939 году, в Кёнигсберге проживало официально 372 тысячи жителей, у них было 6 миллионов квадратных метров жилья.
- Непосредственно жилая площадь составляла 3,6 миллиона квадратных метров. И понятно, что жили горожане достаточно просторно. После многочисленных бомбёжек город был практически стёрт с лица земли. Часто говорят, что он был разрушен на 90 %. На самом деле это касалось центра, в целом цифра меньше - около 60 %. Но и это всё равно большие разрушения: представить себе примерно, как всё выглядело, можно, посмотрев первые 15 минут фильма «Встреча на Эльбе» 1948 года, - говорит Игорь Ляшук.
Грандиозный провал
Первые два года после войны городом руководили военные: Управление по гражданским делам наводило порядок, проводило ревизию трофейного имущества. Летом 1947 года в Калининград приезжала правительственная комиссия и приняла ряд важных решений. Калининградской области выделили дополнительные ресурсы на восстановление.
На тот момент в Калининграде проживало около 211 тысяч человек, из них где-то около 50-60 тысяч - немцы. По официальным документам, все размещались в 6 904 жилых зданиях (в 1950 году перепись провели повторно - и их оказалось уже
5 532). Постоянно прибывали переселенцы, места всем катастрофически не хватало - и проблему нужно было решать быстро.
- Сложностей было много. Наиболее сохранившиеся здания заняли военные - и они зачастую тяжело отказывались от полученного имущества. В архивах много документов, писем каких-то предприятий, райисполкомов, где сообщается, что им выделили помещения под восстановление, а военные не уходят. Так что найти место для гражданских было тяжело, - делится информацией исследователь.
Для того чтобы привести в порядок более-менее уцелевшие здания, нужны были деньги и материалы - их не хватало. На тот момент в стране производилось конкретное количество кирпича, стекла и других материалов и на дополнительную потребность не рассчитывали. К тому же восстановление было и довольно опасным процессом: повсюду находили неразорвавшиеся снаряды - несчастных случаев хватало.
- На первом этапе практически 90 % жилья, которое в Калининграде восстанавливалось или уже было готово к размещению людей, было ведомственным. Так что остро вставал вопрос о строительстве. И тут важно отметить, что был план, а была реальность. И она такова, что за первые 10 лет цифры по вводу жилья ни разу не выполнили, - сообщил подробности Игорь Ляшук.
Изучать официальные цифры, статистику и данные из прессы сложно - они часто не совпадают.
- Если в 1948 году, например, планировали восстановить и построить 102 тысячи квадратных метров жилья, то в следующем планы намного скромнее - 25 тысяч квадратных метров. Цифры скорректировали, но даже они были недостижимы: по итогу 1949 года едва дотянули до 50 % плана и сдали всего 13 восстановленных домов площадью 3 810 квадратных метров. При этом в газете есть материалы, исходя из которых получается, что Калининградская область была рекордсменом в стране по вводу жилья, - делится исследователь. - Фактически за первые пять лет активного восстановления и начального строительства удалось ввести только 72 566 квадратных метров жилья.
Целый кирпич вывозили
Первыми построенными домами осенью 1950 года в Калининграде стали девять типовых одноэтажек на ул. Ватутина на одну семью (сохранилось четыре). Вторыми стали трёхэтажки на ул. Батальной. Наверняка многие калининградцы принимают их за немецкие строения из-за декора на фасаде, входных арок. На самом деле так строили уже в советские времена до того, как вышло постановление о борьбе с излишествами.
Интересный пример построенных домов - на ул. Чехова. Это восемь деревянных зданий с традиционными русскими элементами декора (на сегодня сохранился один).
- То есть важно было подчеркнуть, что город русский, а потому это не черепичные крыши и красный кирпич, а дерево, наличники, - пояснил Игорь Ляшук.
Из этапов важен 1955 год, когда появляется железобетон.
- До этого Калининград в основном восстанавливается и строится из кирпича - его собирают. В дело шло всё, ведь где-то в первой половине 1950-х годов запасы целых кирпичей, которые было легко извлечь на завалах и руинах, практически закончились. Причина в том, что старые здания активно разбирали и отправляли на восстановление советских городов: это получалось дешевле, чем строить заводы. Так что, по оценкам, за первое послевоенное десятилетие из Калининграда вывезли не мене 2 миллиардов кирпичей, - рассказывает гид.
Изучать цифры было интересно. Игорь планирует проанализировать последующие годы.
- В 1956 году в Калининграде было 164 179 человек, 6 206 жилых домов и 1 065,1 тысячи квадратных метров жилья. В 2024 году зарегистрировано уже 490 тысяч человек - в три раза больше. А вот домов почти столько же - 6 535. У этого есть объяснение: дома стали высотными, их жилая площадь - 16 761, 4 тысячи квадратных метров, - поясняет экскурсовод.
