08:19

«Мы созависимые, мы тоже живем в аду»

К сожалению, универсальной методики избавления от наркотической зависимости не  существует. Каждый в этой страшной ситуации  выбирает свой путь. 

Невыносимая боль родных людей

В сентябре прошлого года «Страна Калининград» рассказала об одном из них. Суть той статьи была такова: решившие начать новую, трезвую жизнь люди собираются вместе и пытаются друг другу помочь. Но, видимо, в этой простоте и кроется секрет успеха. Многим (подчеркнем, не всем, но многим) этот метод помог. О чем свидетельствуют рассказы членов сообщества «Анонимные Наркоманы», приведенные в нашей статье. Но важно понимать, что просто человеческая помощь требуется не только зависимым, но и их родственникам, которые тоже страдают. Пожалуй, даже не меньше, чем сами наркоманы. 
– По сути, мы созависимые, – говорит мама одной из пытающихся жить без наркотиков женщины. – Моя дочь жила в аду. Но я ведь была с ней. Я тоже чувствовала невыносимую боль, которую невозможно унять. 
История этой семьи страшна в своей банальности. Девушка (назовем ее Натальей) в юности подсела на наркотики, но сумела бросить. Вернее, долго казалось, что сумела. Через 15 лет стала принимать их вновь. 
– Я долго пыталась разговаривать с ней – убеждать, стыдить, напоминать о двух детях, моих внуках, о которых надо заботиться, – все бесполезно, – рассказывает мама Натальи (назовем ее Ольгой Михайловной). 
Ничего не помогало – ни походы к врачам и лечение в реабилитационных центрах, ни трудотерапия. На каком-то этапе Ольга Михайловна познакомилась с людьми из  сообщества «Анонимных Наркоманов» и стала посещать их собрания. 
– Кроме групп, где собираются сами зависимые, есть в Калининграде группа для их родственников, – рассказывает она. – Туда ходят в основном родители наркоманов, но есть и жены, мужья. Ее посещают 27 человек, но активно – где-то 15. 

Любовь и сострадание 

Желание продвинуться в решении проблемы заставило ее посещать два вида групп  – для зависимых и для созависимых. 
– Знаете, это позволило мне совсем другими глазами посмотреть на дочь и на наши взаимоотношения, – признается она. – Я вдруг осознала, что упреки бесполезны и бессмысленны. Человек сам прекрасно понимает, что портит жизнь родным, и ненавидит себя за это. Единственное, что ты можешь сделать, чтобы облегчить его страдания,  показать, что ты его любишь. Любовь, понимание и сострадание только и помогают. 
Группы Ольга Михайловна начала посещать летом прошлого года. Дочь последовала ее примеру только через несколько месяцев. 
– И если бы она не сделала этого, я все равно ходила бы туда, – продолжает женщина. – Мне так было бы легче. Там люди, у которых та же беда и которые знают, в каком аду я нахожусь. 
Наталья на собрания «Анонимных Наркоманов» ходить поначалу не хотела. 
– Мне пришлось поступить жестко, – вздыхает Ольга Михайловна. – Я сказала, чтобы она сделала выбор: либо посещение групп, либо  пусть уходит из дома. Я больше ничем помочь не могу. О внуках, говорю, позабочусь, а ты… Это твое решение. Я сделала все, что могла…
В итоге Наталья больше полугода не принимает наркотики. 

Полное доверие 

– Дома у нас сейчас покой и взаимопонимание, – не нарадуется Ольга Михайловна. – При этом  мы негласно приняли решение: о страшной беде, с которой боремся, – ни слова. Раньше я пыталась контролировать дочь, а теперь она взяла ответственность на себя. Тут важно доверие. Раньше дочь отдавала мне зарплату и просила выдавать деньги небольшими суммами на самое необходимое. Теперь мы от этой практики отказались. Я не зацикливаюсь на контроле. 
Ольга Михайловна во время беседы  подчеркнула, что посещает группы не столько для дочери, сколько для себя, для решения своих проблем. 
– Поделишься с товарищами по несчастью своей болью – и становится легче, – говорит женщина. 
Для решивших покончить с наркотиками помощь близких тоже крайне важна.  Например, Светлана, которая опустилась  на самое дно и пыталась (не без успеха) вернуться к нормальной жизни, очень благодарна младшей сестре, посещающей собрания созависимых.
– Мне помогает осознание, что я не одна, что родной человек меня поддерживает, переживает за меня, – рассказывает она. – Тем более что сестра как никто понимает, почему я попала в беду. Мы выросли в одной семье и имели похожий травмирующий опыт. Наш отец в целом неплохой человек, но всегда требовал от нас быть во всем первыми и лучшими. И это создавало невероятное психологическое напряжение, которое нашло вот такой ужасный выход. 
Светлана подсела на наркотики во время учебы на инязе в местном вузе. И ничто не могло заставить ее бросить их. Ни самоубийство мужа-наркомана, ни лишения родительских прав на двух детей, ни заражение ВИЧ и гепатитом, ни пять лет колонии в Колосовке.
И нельзя сказать, что она не пыталась бросить. Несколько раз лежала в реабилитационных центрах. Но безрезультатно. 
И только посещение собраний Анонимных наркоманов помогло ей «завязать». 

Все могло быть иначе 

По словам председателя комитета по связям с общественностью местного отделения Всемирного сообщества «Анонимные Наркоманы» Евгения, посещение специальных групп родственниками зависимых увеличивает вероятность начала выздоровления зависимых ребят. 
– Я выскажу свое мнение, как бывший наркоман, шесть лет ведущий трезвый образ жизни:  если бы моя семья пошла по такому пути, я бы выкарабкался гораздо раньше, – говорит он. 
Самое главное – родственники наркоманов помогают сами себе. Ведь, по сути, у них та же зависимость, что и у их родных. Просто наркоманы зациклены на  веществах, а их родители, дети, мужья, жены – на своих близких. Часто они одержимы идеей контроля. И беда в том, что он часто просто бесполезен. 
Получается, что созависимымые, помогая себе, способствуют выздоровлению зависимых. И все делают важное дело. Лечатся и лечат. Себя и общество. 

«Мы созависимые,  мы тоже живем в аду»


Справка «СК»
Всемирное сообщество «Анонимные Наркоманы» было основано в 1953 г.  Еженедельно проводится около 70 тысяч собраний в 144 странах. В России сообщество начало деятельность в 1990 году. В 280 российских городах проводится примерно три тысячи собраний в неделю. 
В Калининградской области регулярно собираются пять групп, четыре – в областном центре (по районам города) и одна – в  Светлогорске. На собрания ходят примерно 60 человек. 
Связаться  с сообществом можно по телефону  8 (4012) 52-39-38. Помощь там оказывают бесплатно. 

Читайте на сайте статью «Даже самый хороший психолог никогда не поймет тебя так, как товарищ по несчастью»

Выбор редакции