08:00

Пандус для Ани, ЕГЭ и новая набережная

Газета «Страна Калининград» выходит уже 22 года. Мы оцифровали весь бумажный архив «СК» с нашего первого номера в далеком 1999 году – вспомним вместе, что происходило в разные годы в третью неделю апреля.

2007: самооборона

Времена были опасные: на страницах газеты мы рассказывали о том, какие средства самозащиты можно купить в оружейных магазинах, и разбирали их плюсы и минусы, объясняли, как правильно применять. Например, перцовый баллончик стоил дешево, и носить его удобно в кармане. А вот электрошокер, хоть и действует надежнее, сложнее в использовании. 

2008: тесты в школе

Выпускники школ и их родители познакомились с нововведением — Единым государственным экзаменом. В 2008 году ЕГЭ начали проводить во всех субъектах РФ. Наша же область включилась в эксперимент еще в 2002 году. Сначала школьники сдавали в форме тестов только математику, затем добавился русский язык и предметы по выбору. Такой вариант выпускных экзаменов ввели прежде всего для прозрачности процедуры и для того, чтобы уйти от коррупции при поступлении в вузы. 
ЕГЭ критиковали и обсуждали много лет, но в итоге тестирования стали привычными. Сегодня такая форма экзамена дает возможность выпускнику из любой школы с высокими баллами поступать в престижные вузы. 

2009: суд вместо сквера

В сквере на Нижнем озере на ул. Сергеева решили построить новое здание областного суда (десять лет он размещался на ул. Леонова). Жители района были против — хотели сохранить зелень и даже жаловались президенту. Мы опубликовали репортаж с пикета и рассказали о требованиях калининградцев. 
Несмотря на недовольства, стройка все же началась — строительство было законным (как и вырубка 32 деревьев, за которые застройщик выплатил компенсацию и не забыл про новые саженцы). В 2013 году в здании прошло первое заседание. 

Пандус для Ани, ЕГЭ и новая набережная


2016: прогулка с провалами

К ЧМ-2018 по футболу в городе многое строили — в том числе новую Парадную набережную около стадиона на острове Октябрьский. Газета писала о том, как чиновники во главе с губернатором Николаем Цукановым осматривали будущую прогулочную зону. 
Окончательно ее доделали к маю 2018-го. На отрезке, соединившем стадион «Калининград» с Рыбной деревней, обустроили автомобильную, пешеходную и велосипедную дорожки. Сделали пассажирский причал, поставили ограждения, лавочки и высадили деревья. 
В принципе, получилось неплохо — если бы не проблемы, которые стали вылазить спустя буквально несколько месяцев. Уже в августе мы писали о том, что местами стала проваливаться плитка на пешеходных дорожках. А в июне 2019-го часть набережной полностью перекрыли из-за провала на проезжей части. Эксперты не раз говорили о том, что такие истории будут повторяться из-за просадки грунта. Действительно, периодически приходится «дыры» латать (набережную передали в собственность города) — и это при том, что крупные стройки на острове продолжаются и нагрузка растет. 

Пандус для Ани, ЕГЭ и новая набережная

Парадную набережную построили к ЧМ-2018 по футболу – и с ней есть проблемы

2017: доступная среда

В апреле мы рассказали историю 27-летней Ани Боровковой из Гусева. В 2013 году молодой водитель не справился с управлением, сам серьезно не пострадал, а вот пассажирка оказалась в инвалидной коляске. С тех пор девушка оказалась буквально запертой в четырех стенах: из ее квартиры в советской пятиэтажке с лестницами в подъезде и на улице даже с помощью мамы выбираться удавалось раз в несколько месяцев. А Аня мечтала вести нормальную жизнь. 

Пандус для Ани, ЕГЭ и новая набережная

Девять месяцев вместе с Аней Боровковой из Гусева мы потратили на то, чтобы пандус у ее дома все-таки появился

Материал вызвал большой отклик читателей — и наша газета решила добиться для девушки строительства пандуса у подъезда. Тем более что, как сообщил тогда в комментарии врио заместителя председателя правительства области Илья Баринов, по закону обеспечить доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе домам, – прямая обязанность местных органов самоуправления.
Администрация района, а вслед за ней и управляющая компания пообещали, что сделают все возможное. Правда, за это пришлось побороться: девять месяцев мы делали запросы, писали. И в декабре пандус появился, а еще благотворители подарили Ане ступенькоход, чтобы преодолевать лестницы внутри дома. 
Прошло пять лет. За это время Аня переехала в квартиру на первом этаже, а пандусом в ее старом доме теперь пользуются мамы с колясками. Выходить на улицу стало чуть проще, и Аня в хорошую погоду гуляет с племянником: школьник едет на велосипеде, а тетя — рядом на коляске. Правда, в Гусеве такая прогулка — дело непростое: даже при новом ремонте на тротуарах делают высокие бордюры (приятное исключение — реконструкция площади). Но Аня не унывает и верит, что когда-нибудь доступной среды станет больше. 
Вторая история номера была посвящена предпринимательнице Людмиле Соловьевой. Той весной палатку, где калининградка торговала фруктами и овощами 23 года, снесли по решению властей. Участок в 2016 году исключили из схемы размещения НТО (нестационарных торговых объектов), и палатка стала незаконным самостроем. Людмила пыталась оспорить решение городских властей в суде, но проиграла. Землячка осталась с товаром на улице, без средств к существованию и невыплаченным долгом за купленный павильон.

Пандус для Ани, ЕГЭ и новая набережная

Палатку с овощами и фруктами снесли

Помочь ей пытались многие, да и сама Людмила неоднократно обращалась в правительство области и городскую администрацию. Ее случай был лишь примером системной проблемы: за 2015–2016 годы в Калининграде выявили около 450 самовольно возведенных ограждений, хозпостроек, зданий и НТО — многие снесли, что-то владельцы демонтировали сами, некоторые предприниматели судились.
У истории Людмилы счастливый финал: горадминистрация помогла ей в 2020 году снова арендовать торговое место у Северного вокзала. Как сообщал портал «Новый Калининград» (18+), Калининградский деловой центр выделил ей участок и обустроил новый торговый павильон. Так что купить овощи и фрукты у Людмилы можно и сегодня — на старом месте.

Выбор редакции