Она появилась лишь в начале 60-х годов прошлого века на месте нескольких довоенных улиц, самой большой из которых была Штайндамм (в переводе Каменная дамба. – Прим. авт.). Через несколько месяцев после штурма Кёнигсберга эту улицу, собственно, так и назвали – Каменная. Но потом почему-то быстро переименовали в Житомирскую. То есть изначально это была весьма длинная улица. А сейчас, после того как большая ее часть влилась в Ленинский проспект, она представляет собой лишь небольшой мощеный булыжником участочек за «Плазой».
Вспоминая «Альгамбру»
До конца Второй мировой войны самым известным строением здесь была средневековая Штайндаммская кирха, руины которой простояли до конца 1950-х годов.Можно вспомнить также огромный кинотеатр «Альгамбра», построенный в конце 1920-х – начале 1930-х годов известным архитектором Куртом Фриком. Тем самым, по проектам которого была возведена церковь Христа в Ратсхофе (ныне там находится клуб «Вагонка»), переговорный пункт «Прегель» (ныне офисное здание в Малом переулке) и многие другие заметные здания.
У «Альгамбры» было шесть этажей. На первом размещался собственно кинотеатр, на втором – разного рода кафе. Выше – магазины. В здании также имелось бомбоубежище. Во время военных действий оно получило повреждения. Но, похоже, не смертельные. В 1950-е годы местные власти вроде как рассматривали возможность ре-анимировать кинотеатр, но потом передумали.
Остатки «Альгамбры» снесли вместе с руинами Штайндам-мской кирхи во время прокладки Ленинского проспекта. Позже примерно на том месте, где стоял кинотеатр, была постро-ена стандартная хрущевка, на первом этаже которой располагались заведения общепита. Одно время это было кафе «Молодежное», а позже ресторан «Беларусь». Сейчас там разместились бутики.
«Марьин утес»
Сейчас главным украшением Житомирской является узкий пятиэтажный довоенный дом с двором-полуколодцем. Краевед Станислав Свиридов в одной из статей на сайте «Калининград.ru» (18+) пишет: «Простой дом. Но не заурядный! Нельзя не заметить, с каким архитектурным упреком он возвышается над «хрущевскими» пятиэтажками. Конечно, перипетии ХХ века прошлись по его фасаду, но и в потрепанном виде он выламывается из серо-буро-малинового строя улицы Житомирской.На его первом этаже в разное время располагались отделение страхового общества «Нордштерн», советская «бакалея» (мекка тихих пьяниц), награжденная в народе поэтическим прозвищем «Марьин утес»… Потом была на этом месте точка по «отовариванию» продуктовых талонов, был спецмагазин для «льготных категорий граждан» и наконец — та самая «Унция», из буклетов которой мы узнавали душистые слова «улун» и «пуэр».
Статья Свиридова написана несколько лет назад. За это время произошли изменения. Сейчас в историческом здании – заведение под названием «Штайндамм, 99». Объектом культурного наследия этот дом не является. На сайте регионального капремонта можно прочитать, что построено оно в 1910 году. Там же можно найти информацию о том, что многоэтажка изношена на 57%.
Работы по приведению дома в порядок (ну, как минимум, фасада) начались совсем недавно. Здание частично оделось в леса. Присутствует баннер от Фонда капремонта. Однако никаких данных о том, кто там работает, нет.
Впрочем, в пресс-службе Фонда капремонта корреспонденту «Страны Калининград» рассказали, что подряд получило ООО СК «Стандарт». Стоимость работ, которые включают в себя составление проектно-сметной документации и собственно ремонт, – 15,77 млн рублей.
Также в Фонде заверили, что есть желание максимально приблизить облик здания к первоначальному, историческому. Однако визуализация, в смысле картинка, на которой было бы изображено то, как дом будет выглядеть, пока еще не изготовлена.
Этот старинный дом выгодно выделяется на фоне построенных уже в Калининграде хрущевок
Внутренний двор оригинального здания, расположенного по адресу: ул. Житомирская, 22–24, представляет собой что-то вроде полуколодца
В тему
Книжный след и другой кинотеатр
Калининградский писатель Юрий Иванов в книге «Танцы в крематории» (18+), действие которой происходит практически сразу после штурма Кёнигсберга, пишет о посещении главными героями одного из кинотеатров:«Мы с ребятами и с Литой уже несколько раз побывали в «Урании» – в ее уютном, с красными бархатными креслами, зале. Электричества в городе еще не было, и киноаппарат работал от передвижной динамо-машины, тарахтевшей во дворе. В дополнение к нашей «Волге-Волге» показывали и три части немецкого фильма под названием «Девушка моей мечты». Эти три коробки были найдены здесь же, в кинобудке.
Коля как-то рассказывал мне, что ребята, танкисты из второй роты бывшего его батальона, застряли восьмого апреля возле огромной баррикады, перегородившей Штайндамм как раз возле «Урании». Вызвали минеров. Бой шел где-то впереди, за Тиергартеном, а тут было относительно тихо. Танкисты вылезли из машины, кто-то заглянул в кинотеатр, а там... шел фильм! Какая-то музыкальная комедия. В зале было человек десять каменно застывших, будто вросших в кресла немцев, не шевельнувшихся даже, когда пахнущие соляркой, черные, неуклюжие танкисты вошли в зал. Кто такие? Что за публика? Что за сумасшедший дом?»
Представляется, что в этот текст закралась ошибка. В сноске указывается, что «Урания» – это некогда популярный, а ныне не существующий калининградский кинотеатр «Победа». Но «Победа» до 1945 года называлась «Аполло».
Кроме того, в отрывке упоминается Штайндамм. Возможно, речь идет о кинотеатре «Альгамбра», стоявшем рядом с домом на современной Житомирской, 22–24. Тем более что там, действительно, как говорят, были красные плюшевые кресла.