«Шашлычники» исчезнут
Пандемия трансформировала не только наше общение, привычки и внешний вид – человек без маски в магазине выглядит уже как-то несовременно, а еще по этому аксессуару точно можно определить, что фото сделано в 2020-м. Изменился и язык, да и сам способ коммуникации.– Появились новые слова как реакция на событие. Условно их можно поделить на три группы – термины, бытовые и игровые слова, – уточнил доктор филологических наук Максим Кронгауз.
Сатурация, интубация, аппарат ИВЛ, коронавирус, ковид-19 – эти когда-то непонятные слова вошли в обиход, и их стали употреблять все вокруг. По мнению филолога, как только мы перестанем сталкиваться с массовой опасностью заражений, необходимость в них отпадет, и они снова станут терминологией исключительно медиков.
– Среди прочих выделяется термин «социальная дистанция». Можно ли просто говорить дистанция? Фактически — да, но уточнение «социальная» передает дополнительный смысл: это не наше решение – держаться друг от друга подальше, а навязанная обществом необходимость, – объясняет Кронгауз.
Появились в языке и игровые слова.
Специалисты констатируют, что в этом году изменился не только наш внешний вид, но и сам процесс общения между людьми
– К ним я отношу «ковидиотов» (людей, отрицающих существование вируса), «ковидиворс» (разводы в период пандемии из-за долгой самоизоляции), «корониалы» (дети, по-явившиеся на свет в период пандемии) и т. д. В основном это заимствования из английского, – делится эксперт. – Игра в языке показывает степень близости, принятия ситуации, в которой мы оказались. И говорит об определенной адаптации.
К бытовым относятся «удаленка», «дистанционка», «самоизоляция»», «зумить». И многие из них с нами надолго, поскольку сами процессы прочно войдут в дальнейшую жизнь.
А вот некоторые — те же «шашлычники» (люди, которые пошли на пикники на праздниках в разгар карантина) – скорее всего, останутся явлением определенного момента времени.
Без штанов, но в галстуке
По мнению лингвиста, активное использование «зума» и других платформ внесло коррективы в нашу коммуникацию: она перешла на экран, причем как в работе, так и в образовании, развлечениях.В «зум» ушли заседания и совещания, вечеринки и встречи с друзьями, лекции и семинары. Интересных наблюдений в связи с этим много: например, смешение пространств. При онлайн-общении мы одновременно находимся и дома, и на работе, то есть в частном и личном пространстве. А это иные правила поведения. Шутки про встречу в галстуке, но без штанов, не далеки от истины.
– С помощью экрана мы можем себя скрывать, а можем продемонстрировать и подчеркнуть какие-то вещи. В онлайне легко выпадать из общения, отвлекаться. Ведь уже не нужно смотреть собеседнику в глаза, как при личной встрече, – рассказывает Кронгауз.
У такого общения есть свои преимущества и недостатки. Например, оно дисциплинирует: много мы решаем быстрее, проговариваем четче.
– Для работы плюсы очевидны. А вот с дружескими встречами сложнее, потому что в них важна не столько передача информации, сколько эмоции.
И наладить общение непросто, — подчеркивает ученый.
Жизнь на экране
Пандемия и карантин дали дополнительное развитие такому феномену, как «скринлайф» («жизнь на экране»). Этот термин придумал режиссер Тимур Бекмамбетов: особый киножанр, где все действие разворачивается на экране компьютеров и смартфонов. Первые картины в этом жанре вышли еще в 2015 году. А в 2020-м презентовали сразу несколько сериалов о жизни на карантине, для которых этот визуальный язык подошел как нельзя лучше: «Все вместе», «Безопасные связи» и так далее.– На мой взгляд, случившаяся пандемия ускорит технический прогресс – компании будут стараться улучшить экранное общение. Более того, карантинный опыт коммуникации сохранится и будет распространяться. Многие отметили, что на удаленном формате стали работать успешнее, и продолжат использовать этот опыт. Хороший инструмент это и для сферы образования. Например, Высшая школа экономики с нового года переводит часть разных программ в онлайн-формат, – пояснил лингвист.
Лекция лингвиста прошла в духе времени – онлайн-формат и соблюдение дистанции
Справка «СК»
Максим Кронгауз – лингвист, доктор филологических наук, профессор РРГУ и ВШЭ. Участвовал в создании Лингвистического энциклопедического словаря. Автор книг «Русский язык на гране нервного срыва», «Самоучитель Олбанского» и др.
Словарь приобретений 2020 года
- Бессимптомники – люди, которые болеют коронавирусом без симптомов.
- Безмасочники – люди, которые не носят маски.
- Ковид-диссиденты – люди, отрицающие существование вируса.
- Ковидиоты – люди, игнорирующие предупреждения врачей или делающие в панике какие-то действия (закупка туалетной бумаги, соли и т. д.).
- Зумить – проводить время в «зуме».
- Дистанционка – дистанционная форма обучения.
- Удаленка – удаленная форма работы.
- Корона – сокращенное название коронавируса.
- Ковидиворс – развод после длительной самоизоляции.
- Корониалы – дети, появивши-еся во время пандемии коронавируса.
фото Александра Матвеева и из архива Калининградской областной научной библиотеки