или Зарегистрироваться
Земляки
1483
0
04 декабря 2021

«Спектакль, как хорошее вино, должен отстояться»

Режиссер драмтеатра Михаил Салес уверен, что спешка – враг постановки
Режиссер Калининградского областного драматического театра Михаил Салес 2 декабря отмечает 75-летие. Корреспондент «СК» побеседовал с юбиляром о его жизни в искусстве. 

За первую роль пожал руку директор школы

- Михаил Абрамович, как сценическое искусство вошло в вашу жизнь?
– Это было так давно... Я учился прилично, а поведение было не лучшим. И вот как-то классный руководитель мне говорит: «Хочешь пятерку за поведение, сыграй в драмкружке!» Так я сыграл первую в жизни роль – городничего в «Ревизоре» (12+).

- И как, вошли во вкус?
– Понравилось всеобщее внимание. К тому же директор школы пожал руку (смеется). А дальше все развивалось по некой логической цепочке. В 11-м классе пришла женщина, которая искала ребят для участия в телефильме «Отец и сын» (12+). Отобрали меня. Во время съемок я познакомился со знаменитым актером Игорем Ледогоровым, который посоветовал мне идти в студию при Ташкентском русском драмтеатре. Я прислушался к совету и пошел в студию, которую окончил с отличием. И одновременно поступил в театральный институт, который окончил с отличием тоже. Театр стал главной страстью моей жизни. Когда мы в институте делали этюды, педагоги говорили: «Ребята, остановитесь!» Самым грустным днем был понедельник, когда не работал в театре. Это ощущение осталось по сей день…

Прошел по всем ступенькам

 – Ваша актерская карьера складывалась весьма успешно. Что побудило переключиться на режиссуру?
 – Когда я служил в труппе Кировского театра, у моего коллеги и друга жена – тоже актриса нашего театра – оказалась в опале у членов худсовета. И главреж, заметивший во мне постановочную жилку, сказал: «Давай, спасай человека». И я поставил с этой актрисой и ее мужем пьесу У. Сарояна «Эй, кто-нибудь!» (16+). Получилось здорово. Потом на одном дыхании – еще семь спектаклей на малой сцене. Работали без денег, ночами. Потом на большой сцене стал ставить. Окончил Высшие режиссерские курсы в Москве. Стал главрежем.

- Не испугались? Это же иная ответственность.
– Не испугался, потому что в разных театрах я прошел по всем ступенькам, не перепрыгивая ни через одну. В Ташкенте даже ночной уборщицей был в театре, чтобы заработать деньги. Ставя спектакль, я знаю практически все нюансы: сколько времени требуется на создание декораций, как правильно покрасить деталь. И когда я стал руководить театром, начал проводить политику, противоположную той, которую проводили мои предшественники. 

- В чем это заключалось?
– Они работали без плана, а я с самого начала принялся планировать. В Калининградском драмтеатре я именно на плановой основе поставил «Доходное место» (12+), «Цианистый калий с молоком или без» (16+) и «Любовь под вязами» (12+) с легендарными Тахиром Матеулиным и Верой Клиновой. А когда сделал «Ревизор» (12+), «заморозил» его на месяц – спектакль, как хорошее вино, должен был отстояться.

– «Заморозка» - ваше ноу-хау? 
– Неловко заниматься бахвальством, но это действительно так. Спешка – враг постановки. Сейчас нередко приезжают режиссеры и делают спектакли без застольного периода. А ведь этот период – фасад спектакля. Артист не имеют права выходить на сцену, если не знает, зачем он это делает.

- Так случилось, что в Калининграде вы дважды входили в одну реку.
– Я всегда любил Калининград. Приезжал ежегодно, потому что здесь похоронена мама. В 1990-е впервые навестил здесь сестру. Город произвел потрясающее впечатление. «Неплохо бы здесь пожить и поработать», – сказал я себе. И мысль материализовалась! В 1992 году я по приглашению губернатора Юрия Маточкина возглавил драмтеатр. В него же вернулся годы спустя. Моя судьба уже давно не отделима от нашего театра. 

Говорящая тишина в зале

- Вы принципиально не приемлете авангард и премию «Золотая маска», которой награждаются по преимуществу концептуальные постановки. Чем это вызвано?
– Я категорически против «Золотой маски». Эта премия далека от истинной сущности театра и ориентирована исключительно на авангард. А это всегда внешние изыски и пренебрежение содержанием. Конечно, можно выйти с голой задницей и вытащить ею из сцены гвоздь. Но при одном условии: без этого спектакль не может обойтись. Как-то я спросил у режиссера, который собирался в нашем театре делать спектакль: «Для кого ты ставишь?» «Для себя», – говорит. «Старик, я заплачу тебе, но ставить у нас ты больше не будешь», – сказал я ему. Только когда публика увидит, что ей не врут, не строят рожи, она пойдет на спектакли. 

- Возможна золотая середина между концептуальным театром и сценическим «нафталином»?
– Ну да, нафталин, или, как некоторые говорят, «музейный театр» (смеется). Да какие угодно ярлыки можно навесить. Многие критиковали моего «Лорда Фаунтлерой» (6+). А он без малого 13 лет идет при полных залах. На консервативности, на этом «нафталине» базируется весь великий русский театр. Знаете, какое действующее лицо я больше всего люблю в театре? Тишину в зале! Значит, зритель растворился в происходящем на сцене. Я говорю молодым артистам: «Сцена на 50 сантиметров выше уровня зала. И эту высоту надо уважать и беречь». 

Большая гордость

- Сыновья пошли по вашим стопам?
– Их у меня четверо. И могу точно сказать: каждый из них не чужд искусству. 

– В каких направлениях?
– Старший сын Сергей в свое время окончил цирковое училище, много занимался восточными единоборствами. Сейчас он живет в США, работает в Голливуде каскадером, знаком с Джеки Чаном и Жан-Клодом Ван Даммом. У Сергея сейчас есть своя каскадерская школа. Второй сын, Илюша, мама которого наш замечательный художник по костюмам Татьяна Старикова, – бизнесмен. Третий сын – Эмиль – окончил театральный институт и сегодня работает в труппе Театра Наций. Самому младшему 24 года, и он свою жизнь с искусством не связал. Но ходить в театр обожает, как и все мои дети. И это моя большая радость и гордость.

10-FIL_7041.jpg
Михаил Салес: «Самый грустный день для меня с давних пор – тот, в который я не работаю в театре» 

10-Зрелость-4.jpg
Актерская карьера была тоже успешной
(фото предоставлены областным драмтеатром)

Справка «СК»
Михаил Салес родился в 1946 г. в г. Добромиль (Укра-ина). Окончил Ташкентский театрально-художественный институт. Параллельно учился в студии при Ташкентском русском драмтеатре. Около 8 лет был его актером, потом – актером Кишиневского русского драмтеатра и театра при киностудии «Молдова-фильм». 1976–1992 гг. – актер, главный режиссер и худрук Кировского драмтеатра. 1992–1995 гг. – художественный руководитель Калининградского областного драмтеатра. С 1996 по 1999 г. – создатель и руководитель те-атра «Цилиндр» (Израиль). С 2008 г. – актер и режиссер Калининградского драмтеатра. Народный артист РФ. 

цитата
,
:
, :
Сцена на 50 сантиметров выше уровня зала. И эту высоту надо уважать и беречь

поделиться
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

44123
опрос 27 января 2022

Калининградцы в 2021 году обращались к психологам в 4 раза чаще, чем в 2020-м. Вы готовы пойти к психологу?

1