или Зарегистрироваться
Земляки
1808
0
24 марта 2021

Хрупкая девушка «переодевала» вагоны за три часа

Вера Кирпиченкова обучала проводников для калининградских поездов
В этом году вместе с Калининградской областью 75-летие отмечает и вагонное депо «Калининград». 
Уже к январю 1946 года было перешито около 1500 километров железных дорог бывшей Восточной Пруссии, открыли локомотивные и вагонные депо, восстановили сигнализацию и связь. Стаж «на колесах» у нашей землячки, почетного железнодорожника Веры Кирпиченковой – больше 35 лет.

Медовый месяц на чердаке

Вера Михайловна родом из села Карповка Смоленской области. Отец погиб на фронте, так и не увидев младшую дочку, родившуюся через два месяца после его ухода на войну. После школы девушка окончила в Рославле железнодорожный техникум и получила направление в Омск. 
– У меня уже на руках были билеты, паковались теплые вещи для Сибири, – рассказывает Вера Кирпиченкова, – а тут в дом явились сваты. Я думала, это шутка. Вся семья будущего мужа юмористы и балагуры. Согласилась идти замуж, подыгрывая им, да и спать хотелось после кино. Но уже через неделю оказалась в Калининграде. Город активно восстанавливался, но еще были разрушены мосты, застала я и величественные руины Королевского замка. Сергей работал на вагоностроительном заводе. Мы расписались с ним в ЗАГСе Октябрьского района с письменного согласия мамы, так как мне еще не исполнилось 18 лет. 
Было это в 1959 году. Верочка бегала по городу в поисках работы, но ее никуда не брали без прописки. А где ж ее взять, если поначалу молодожены жили на чердаке. Наконец девушке удалось устроиться в депо осмотрщиком вагонов на летнюю перезаправку буксов. Денег стало побольше, и Кирпиченковы сняли десятиметровую комнату в коммуналке на ул. Харьковской. 

Начальник «грязи-мази»

Работа в депо была трудной – приходилось лазить под вагонами, таскать тяжести, а после работы отмываться от едкого мазута. Близкие шутили над Верой и звали ее «начальник «грязи-мази». Перед декретом будущую маму перевели в отдел кадров. Но через 2 месяца после рождения дочери Кирпиченкова вновь трудилась приемщицей вагонов. Работала на станции Западное-Новое. 
– Котлы составов топились углем вручную, – вспоминает наша героиня, – были даже неэлектрифицированные вагоны со свечами. В начале 1960-х Москва передала Калининграду более современные составы. Работать стало легче. Меня назначили механиком-бригадиром почтово-багажного, потом пассажирского поезда. Дочка маленькая, чтобы ее нянчить, приходилось с мужем подменять друг друга, чередуя свои рабочие смены. Потом к нам переехала жить моя мама. В свободное время старались ходить на все театральные премьеры и гастроли. Любили праздничные вечера в заводском Дворце культуры.
Когда дочка пошла в первый класс, Кирпиченкову назначили инструктором резерва проводников. Их тогда отбирали на конкурсной основе. Конечно, не конкурс красоты, но определенные требования были. А еще в должностные обязанности входило много заморочек. Например, прилетала телеграмма-молния, требующая срочно «переодеть» состав и пустить его в обратный рейс. А это не только уборка вагонов и смена белья, это сбор всей поездной команды, техническая проверка готовности. И на все три часа.

Громкое ЧП 

В 1987 году в СССР произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф в масштабах страны. В ночь на 
7 августа в районе города Каменск-Шахтинский тяжелый грузовой состав из-за отказа тормозов врезался в хвост пассажирского поезда. Погибли 107 человек, были ранены 114. 
– Через небольшой промежуток времени случилось ЧП и у нас, – продолжает Вера Михайловна, – калининградский состав следовал через Литву, когда загорелась букса под одним из вагонов. Огонь быстро потушили, вагон отцепили. 
А дальше – расследование и поиски виновных. Наказали 12 человек – кого понизили в должности, кого уволили.
Под «раздачу» попала и начальник резерва проводников Вера Кирпиченкова. Москва требовала увольнения, местное руководство стояло горой за свою сотрудницу. Работа беспокойная, желающие в очередь не стоят. Вера Михайловна готовилась к увольнению, а в итоге отработала в должности еще 10 лет, до 1997 года. 
Сегодня наша землячка вдова, разводит домашние цветы и с нетерпением ждет весточки от родных, особенно от внучки, которая живет в Нидерландах.


08-1начальн.jpg
Начальник резерва проводников, почетный железнодорожник Вера Кирпиченкова

08-3-москва-бригада-поезда.jpg
Бригада фирменного поезда «Янтарь», курсирующего между Калининградом и Москвой. Вера Михайловна на этом фото 1996 года – в центре

фото из архива героини публикации

Справка «СК»
  • СССР на территории Восточной Пруссии, по данным КЖД, досталось более 2 тыс. км разрушенных железнодорожных путей, 122 станции, 18 паровозных депо, 40 водонапорных узлов. Их восстановлением занималось Управление инженерных войск 3-го Белорусского фронта, затем Особого военного округа и ж/д войска. 
  • Первые воинские эшелоны из России пришли в Кёнигсберг 12 апреля 1945 г.
  • После Победы были созданы Калининградское и Черняховское отделения с подчинением Литовской железной дороге (ж/д). В 1955 г. произошло объединение в одно – Калининградское отделение, в составе Литовской, а с 1963-го в составе Прибалтийской ж/д.
  • После распада СССР и раздела союзного имущества в 1992 г. Калининградская магистраль стала самостоятельной. Она не имеет общих границ с российскими ж/д. Транзитное сообщение осуществляется через Литву, Белоруссию и Польшу. 

В этом году Калининградская область отмечает 75-летие. Мы продолжаем серию юбилейных материалов. Журналисты «Страны Калининград» рассказывают о важных вехах в развитии края. И вы, наши читатели, можете нам помочь, поделившись воспоминаниями. Первые пятилетки, большое переселение, знаковые стройки, герои этого времени, трудовые династии – пишите нам о них на эл. адрес [email protected], звоните по тел. 31-24-11. 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27