или Зарегистрироваться
Земляки
2193
0
17 марта 2021

Альберт Михайлов: «Запреты множатся как плесень»

Мастер ушел от нас, но остались его театр, ученики и мысли 
Это интервью корреспондент «Страны Калининград» начал брать у создателя культового для нашего города Литературного театра и его бессменного руководителя Альберта Михайлова еще в прошлом году.
Работа над ним так и не была закончена, потому что Альберт Сергеевич плохо себя почувствовал. А сегодня его с нами уже нет. Но только физически. Мысли, книги, спектакли, ученики, театр остались. И незавершенное, но от этого не менее ценное интервью тоже. Сегодня мы его публикуем в память о Мастере. 

- Альберт Сергеевич, у Литературного театра испокон веков был свой преданный зритель. А сейчас, когда так изменилась жизнь да и просто отношение к культуре? 
– Вообще недостатка в зрителях нет. Хотя, что касается именно наших зрителей, то добрая их половина лежит на кладбище, какая-то часть – в домах престарелых. Сегодня совсем иной зритель – и визуально, и по реакции.

- Бытует мнение, что молодой аудитории сегодня свойственно исключительно клиповое мышление, а классика с ее нюансами и обстоятельностью не воспринимается.
– И это очень нерадостно. Философы, социологи, педагоги – все говорят об интеллектуальной деградации общества. Выпускники ВГИКа не знают, кто написал «Анну Каренину». Поэзия вообще вылетела из обихода. Полетело образование российское, последние дни доживает наука. Люди перестают жить реальной жизнью, они погрязли в виртуале. Недавнее наблюдение: парень стоит на остановке, уткнувшись в гаджет, – он не слышит города, шума деревьев, он не видит, что солнце светит.

- А вы сами, оглядываясь на свой путь, хотели бы что-то подкорректировать или перекроить?
– Я бы многое из своей жизни вычеркнул к чертовой матери, кроме двух лет в деревне. В шестидесятые годы мы с женой поехали по распределению в Краснолесье преподавать в школе. Мы наслаждались полной свободой, поскольку в этом глухом уголке нас абсолютно никто не контролировал. Мы жили, как хотели, и преподавали, как хотели. Например, я стал бороться за грамотность учеников по методу одной старой учительницы. 
Я не стал их заставлять зубрить правила. Вместо этого они каждый день переписывали страницу классического текста – Гоголя, скажем. В результате вырабатывалась механическая грамотность. Выпускной экзамен по русскому языку мои ученики сдали великолепно. 
А когда мы вернулись в Калининград, я в первый, но не в последний раз столкнулся с тружениками идеологического фронта. Прихожу я на телевидение к работе приступать, а меня просят зайти в кабинет к главному редактору. Тот достает папочку и говорит: «Вот, мол, вы такого-то числа сказали проверяющему то-то» – и следует цитата из меня. «А третьему секретарю по идеологии сказали...» – опять цитата. И я понял, что опьяняющая свобода на просторах Краснолесья оказалась иллюзорной – был и там недремлющий глаз иде-ологов. А в 1969 году моя лирическая книга «О зеленой траве» вызвала дикий гнев первого секретаря обкома партии, объявившего, что это идеологическая диверсия. И весь тираж – под нож! Но знаете, что самое печальное? То, что продолжение следует. Как мы пели когда-то в своих сатирических куплетах: «Запреты множатся как плесень»…

Альберт-Михайлов-в-номер.jpg
Альберт Михайлов: «Я бы многое из своей жизни вычеркнул, кроме двух лет в деревне. Мы жили, как хотели, и преподавали, как хотели»

Справка «СК» 
Альберт Сергеевич Михайлов, заслуженный работник культуры РФ, родился в 1938 г. в Ленинградской области. Обладатель шести литературных всероссийских и всесоюзных премий. В 1964 г. окончил Калининградский пединститут (ныне БФУ им. И. Канта). В университете руководил СТЭМом. До 1967 г. преподавал русский язык и литературу в пос. Краснолесье Нестеровского района. Был грузчиком, столяром, сторожем, сельским учителем, редактором телевидения, режиссером филармонии. С 1953 г. жил в Калининграде. В 1973 г. создал Литературный театр во Дворце культуры моряков. За это время в театре поставлено более 200 спектаклей, сменилось три поколения актеров. Ушел из жизни 7 марта 2021 г.

«Его талант одним театром не ограничивался»

Юрий Дюндик, бессменный артист Литературного театра: 
– На протяжении всего существования Литературного театра Михайлова власти никогда не любили. При большевиках он был неугоден за дух свободы, ну а буржуйской власти вообще не нужен. Наше любимое здание Дворца культуры моряков переходило из рук в руки неоднократно. Первый раз Михайлова и его театр выгоняли из ДКМ 22 октября 2008 года. Тогда нас не пускали на репетиции, у черного входа была поставлена охрана, а приоритетом функционирования шикарного здания стал ресторан со стриптизом и с варьете. Тогда нам удалось отбиться. Но, как оказалось, всего на 10 лет, и второго унижения и выдворения Михайлов не выдержал…
Между тем театром таланты Альберта Михайлова не ограничивались. Он дружил с фотоаппаратом всю жизнь, снимал с упоением и исключительно на черно-белую пленку, любил проявлять и печатать фотографии. С удовольствием одаривал ими товарищей по походам на плотах на знаменитых «Шешупских вечерах». Видно, что эти работы снимал не технарь-фотограф, но поэт. 
Альберт Сергеевич был прекрасным собеседником и большим просветителем и УЧИТЕЛЕМ. Мы по молодости с трепетом ожидали репетиций и боялись опоздать, потому что каждая начиналась с театрально-культурного ликбеза. Он был прекрасным оратором и актером, и даже если тебе пока еще не давали ролей, то только ради этого «лектория» уже стоило ходить в театр. И именно Михайлов определил мое сознание и сформировал как культурного человека, за это ему нижайший поклон! Уверен, что значительная часть калининградской интеллигенции, прошедшая через Литературный театр, благодарна ему за эту ШКОЛУ.

«Он был отдельным островом»

Борис Бартфельд, председатель областной писательской организации:
– Альберт Сергеевич был человеком утонченной культуры и в то же время жизнерадостным и смешливым. А еще первоклассным писателем. Обожаю его книгу «Неча на художника пенять» – отзвук дружбы с великим художником Израилом Гершбургом. Михайлов был отдельным островом. Каждая встреча с людьми такого масштаба – большое событие. Я считаю, что Литературный театр должен эту память увековечить и носить имя Альберта Михайлова. 

«Безошибочно чувствовал мир и людей»

Максим Пиганов, дирижер Государственного камерного оркестра им. Олега Лундстрема: 
– Альберта Сергеевича помню с детства. Он был дружен с дядей и папой. Так что, когда в 1981 году я пришел в Литтеатр, четко знал, куда иду. Дядя Валера тогда сказал: «Литературный – это душа города, здесь мозги вправят!». Альберт Сергеевич умел объяснить нам сложнейшие вещи простыми словами. Он постоянно генерировал идеи, но умел оценить и чужую идею. К нему можно было обратиться за советом – и не только творческим, но и вполне житейским. И совет всегда был верным, потому что он безошибочно чувствовал мир и людей.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3