Основатель клуба Алексей Лаврентьев, полковник полиции в отставке, выпустил в небо подросшего филина. Посмотреть и даже проконтролировать этот процесс приехали представители Росприроднадзора, орнитологи и ветеринары Славского округа.
– Филины – птицы для нас такие редкие, что они не попадались даже в ловушки на Куршской косе, – рассказал орнитолог, автор сборника «Атлас гнездящихся птиц Калининграда» и до недавнего времени преподаватель Института живых систем БФУ им. И. Канта Геннадий Гришанов. – Это исторически редкий вид, и в Восточной Пруссии он был редким. Зафиксированный максимум за всю историю наблюдений – это три пары на весь Славский район. А в последние годы мы его вообще не находим. Поэтому поддержать остатки угасающей природной популяции птицы – колоссальная задача огромной природоохранной важности.
К сожалению, этим у нас занимаются только энтузиасты, и то единицы, так как и сам процесс сложен, и его документальное оформление, и множество законодательных ограничений.
Разрешение дала Москва
Хищными птицами Алексей Лаврентьев увлекается давно, потому в нашей области и по-явился клуб соколиной охоты.
– У меня живет пара филинов, – говорит энтузиаст. – Это краснокнижная птица, и просто так содержать ее запрещает закон, нужно специальное разрешение Росприроднадзора РФ, в том числе на выпуск в природу новой птицы. В присланном документе, подписанном замруководителя ведомства, мне в том числе четко оговорили временные даты выпуска и место – с 28 октября до 7 ноября на Куршской косе либо в Славском районе.
У подросшего филина есть имя – Ноль Седьмой – и кольцо. И, куда бы он ни полетел, орнитологи сообщат Алексею о маршруте подопечного. Но до этого еще далеко: птице надо привыкнуть к небу, освоиться. Некоторое время Ноль Седьмого будет ждать открытый выпускной вольер с едой, которую постепенно будут уменьшать, чтобы птица научилась самостоятельно охотиться. Филин весом более двух кило уже ест взрослых кроликов. Потом в его рационе могут быть даже лисы. Словом, птица серьезная.
Получить потомство филина – процесс нелегкий.
– Моей паре уже десять лет, но размножаться они стали не так давно, – рассказывает Алексей Афанасьевич. – Нужно соблюсти множество условий, чтобы птицам понравилось. Они должны быть уверены в еде, во мне, в своем доме, а он им нужен большой. Кроме того, у самки много запросов. В ноябре самец начинает ухаживать за ней, танцует вокруг и ухает.
А затем роет для нее в земле ямку, та примеривается к ней и уходит, мол, фу, не понравилось! Будущий папа опять начинает рыть – и так до пяти раз! В общем, успевает набегаться за самкой, пока все случится.
Яйца филины откладывают в конце января, а высиживают по 32–34 дня. Большая проблема – из пяти снесенных яиц самка в итоге оставила всего одно!
– У многих хищных птиц почему-то развит каннибализм – они пожирают, видимо, слабых птенцов, которые не выживут, – говорит энтузиаст. – Страшно для нас звучит, но так у них устроено.
Еще когда птенцы не вылупились, самка филина после каждого приема пищи и туалета, возвращаясь в гнездо, берет в лапу каждое яйцо, подносит к уху и слушает.
– Конечно, к птице в такой период не подойдешь, и весь этот процесс я наблюдаю с помощью «якутских дырок»! – смеется Лаврентьев, сам по национальности якут.
С вылупившимся птенцом он тоже старался сильно не контактировать, иначе птица привыкнет к человеку и уже не улетит.
От людей и падальщиков
В клубе «Бусидо» уже не первый раз выпускают птиц в природу. В большинстве случаев, к сожалению, речь идет о подлеченных диких пернатых. Сейчас там ухаживают за одним слепым соколом и двумя со сломанными крыльями, канюком с оторванной капканом лапой и многими другими. В клуб постоянно звонят жители области о том, что подобрали на дороге или в других местах раненых хищных птиц.
– Летом произошла удивительная история, – продолжает Алексей Афанасьевич. – Под Калининградом бабушка шла с электрички по полю и наткнулась на раненого орлана. Он на нее зашипел, бабушке не понравилось.
В общем, они повздорили. Но женщина не растерялась, набросила на серьезную птицу шаль, лапы ей еще спутала и... принесла в ближайший магазин, мол, вы молодые, вот и разберитесь! Оттуда уже позвонили нам. В начале октября мы орлана уже выпустили подлеченного.
В лечении птиц клубу большую помощь оказывают в том числе на Славской ветстанции.
– У нас, конечно, совсем другое направление, но стараемся в меру сил помогать, – говорит ведущий ветврач Владимир Волошко. – Бывает, и приезжаем сюда. Последний раз наш главный врач осматривала как раз раненого орлана. Все лето с ним возились.
И лечили, и массаж ему делали.
А провожая своего питомца – филина в новую жизнь, Алексей Лаврентьев, как истинный якут, обратился к мирозданию и попросил у него помощи:
– Пожалуйста, сделай так, чтобы его не смогли победить падальщики, чтобы он смог выжить в дикой среде, не встретил плохих людей, чтобы вороны пролетали мимо. Ты моя мечта, живи долго, Ноль Седьмой!
У полковника полиции в отставке, основателя клуба соколиной охоты Алексея Лаврентьева живет пара филинов
Птицу пронесли через якутскую арку чипчикан, чтобы оставить беды позади
Филин и в Восточной Пруссии был редкостью. Зафиксированный максимум за всю историю наблюдений – это три пары на весь Славский район
поделиться