или Зарегистрироваться
Земляки
1279
0
20 ноября 2017

Калининградцы начали дело без денег, но с драйвом

Ольга и Павел Часовниковы открыли одну из первых 
в нашем городе мастерских мебели ручной работы
Мы продолжаем рассказывать о предпринимателях, которые, несмотря на кризис и другие сложности, начали свой бизнес. Речь не о крупных предприятиях, а о небольших, но интересных проектах. Герои сегодняшнего материала три года назад открыли собственную мастерскую дизайнерской мебели и предметов интерьера «Граф Шишкин».

Идею подал ремонт
История любого дела начинается не с момента регистрации в налоговой и даже не с той минуты, когда было принято решение «открываемся». К тому, чтобы из наемного работника превратиться в собственника пускай маленького, но бизнеса путь длинный — и у каждого свой.
28-летний Павел Часовников успел сменить много рабочих мест: пробовал себя в нескольких брокерских конторах, в роли маркетолога компаний из самых разных сфер, потрудился даже бильдредактором в газете. 
– Работать я начал еще на третьем курсе, в каждом месте получал какой-то опыт — считаю, что все было полезно. Мое образование ни к одной из этих профессий не имеет никакого отношения. Сначала я окончил социальную психологию, пошел в аспирантуру. После практики получил предложение от «Газпрома» поехать сначала на Север, потом перебраться в столицу. Высокая зарплата, квартира, комфортная жизнь. От привлекательного предложения отказался — понял, что не мое, – делится Павел. – Потом, уже вместе с женой, поступили на магистратуру по философии. Начиналось все скорее как шутка. 
А потом увлекло, и теперь я думаю продолжать научную деятельность по кантоведению.
Ольга, бухгалтер по образованию, работала по профессии, но мечтала о дне, когда сможет уволиться. Три с половиной года назад оба наших героя (на тот момент уже муж и жена) поняли, что хотят начать что-то свое. 
– Уволились мы одновременно и стали думать, чем заняться. В детстве с братом, он сейчас работает кораблестроителем в Санкт-Петербурге, мы постоянно что-то делали своими руками. Ольга — тоже человек творческий, так что нам обоим было интересно создавать. В то время мы как раз переехали в собственную квартиру и делали ремонт – от начала до конца сами. Когда искали мебель, увидели, как плохо все обстоит с выбором предметов интерьера — современных с идеей, не штампованных, почти нет. Вот и подумали, а почему бы нам не восполнить пробел?! – вспоминает Павел.

Рынок принял
Так родилась идея мебели ручной работы и дизайнерских предметов интерьера. Как именно выстраивать процесс, где брать материалы, было не ясно, но европейские примеры небольших мастерских, где на заказ делают эксклюзивные вещи, вдохновляли.
– Бюджет у нас был даже не нулевой, а минусовой — начинали совсем без денег. Повезло, что было, где жить, и гараж родителей, в котором мы и сделали мастерскую. Извлекли из запасов несколько инструментов (родственники строили дом, и в наследство осталось несколько электроинструментов, сварочный аппарат) — и начали делать первые изделия, – говорит Ольга.
Все премудрости познавали методом проб и ошибок: строгали, вырезали, шлифовали – и так каждый день с утра до вечера. Родные переживали и пробовали убедить ребят, что хотя бы один должен продолжить обычную работу, а второй — экспериментировать. Но наши герои были непреклонны: они дали себе полгода на то, чтобы понять, пойдет дело или нет.
– Спустя время понимаешь, что было сложно, но тогда это воспринималось как приключение! – вспоминают наши собеседники.
Первое время, признаются Павел и Ольга, зарабатывали только «лайки»: в соцсетях их работы всем нравились, но желающих купить не находилось. Постепенно заработало сарафанное радио, и через пять месяцев был первый крупный заказ.
– Еще раньше мы продали настенные часы за 700 рублей. Потратили на них гораздо больше, но все равно были счастливы. Со временем только начинаешь понимать, что между тем, чтобы просто что-то делать, и началом бизнеса — пропасть. Пока рассуждаешь как ремесленник, потолок близко: руки одни, в сутках 24 часа. Потом приходишь к делегированию разных функций, аутсорсингу. Мы работаем с постсоветскими столярками, используем чужое дорогостоящее оборудование. Это и дополнительные риски: например, стеклянные вставки нам делают на заказ, и гарантировать, что точно не подведут с качеством, все будет вовремя, сложно. Но так можно развиваться, а сложности просто учитываешь, – рассуждают ребята.
Заказы стали постоянными, рынок идею принял. Сейчас изделиях «Графа Шишкина» стоят в частных домах, ресторанах и магазинах. Мебель ручной работы довольно дорогая, но на качество, оригинальность и хорошую древесину есть спрос.
– Мы стараемся делать действительно интересные вещи: если клиент требует откровенную безвкусицу, отказываемся от заказа, – говорят наши герои.
Они регулярно ездят по профессиональным выставкам и смотрят, что делают коллеги по всей стране.
– Недавно мы были в Москве – просто гордость берет, что все это делают у нас! Появилось много небольших мастерских, у каждой свой стиль. Конечно, в Центральной России многое проще: больше рынок, есть возможность завозить экзотическую древесину. Но и в Калининграде можно работать, было бы желание, – уверены Часовниковы.

Свобода отвечать за себя
Свое дело изменило жизнь наших героев и их отношение ко многим вещам.
– Когда был наемным работником, всегда казалось, что делаю слишком много, меня недооценивают и мало платят. Сейчас, когда работаю сам на себя, понимаю, что делаю мало, хоть пропадаю в мастерской целыми днями и без выходных, – делится Павел.
Ребята объясняют, что в своем деле есть и плюсы, и минусы. И первого гораздо больше.
– Да, загружен ты сильнее, но это не в тягость, потому что получаешь удовольствие. И с оплатой все честнее: пока ты работаешь на кого-то, как правило, сколько бы ни сделал, это вряд ли отразится на доходах. Максимум похвалят. А тут сделал больше работы — больше заработал, все предельно ясно, – объясняют они. – Ну и свобода принимать решения, отвечать за них — это тоже совсем другой уровень.

Комментарий
Дмитрий Чемакин, директор регионального Фонда развития промышленности:– Количество мебельных предприятий у нас значительно сократилось, снизились объемы. Но тотального кризиса нет: правильную стратегию выбрали те, кто заранее вышел на российские рынки и сделал ставку на технологичность. Проблем по-прежнему много: логистика, привязка к импортному сырью (комплектующим). Но, как и любой бизнес, мебельщики могут использовать программы поддержки Фонда.

15-в-номер.jpg
Ольга и Павел Часовниковы три с половиной года назад уволились с офисной работы и открыли собственную мастерскую мебели

15-Столешница-с-необычным-узором---одна-из-самых-ярких-последних-работ-мастерской.jpg
Столешница с необычным узором – одна из самых ярких последних работ мастерской

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1