или Зарегистрироваться
Земляки
2298
0
27 июля 2017

Для якутов дух леса и обереги – не вымысел

Переезжать на новые места жителям тех мест сложно: слишком большие различия в культуре и укладе жизни
Газета «Страна Калининград» продолжает проект «Диаспоры». 
Калининградская область уникальна не только расположением, но и составом – на небольшой территории живет больше сотни национальностей. Что дает региону такое разнообразие, как мы уживаемся и чему учим друг друга, с какими проблемами сталкиваемся? Об этом и многом другом – истории представителей национальных автономий.
Про Якутию большинство из нас знает, что это далеко и холодно. Ну, может, еще про алмазы, золото и другие природные богатства. Вот, пожалуй, и все. 
А потому познакомиться с выходцами из Республики Саха, которые перебрались в Калининградскую область и создали здесь национальную автономию, особенно интересно. 
Всего в области 30 якутов и почти 300 человек, которые когда-то жили в тех местах. В них поражает все: верность традициям, которые берут не из книг, а до сих пор передают от отца к сыну. Обряды и древние ритуалы, которые соблюдают не в праздник или для «галочки», а ежедневно. Часто рассказ наших собеседников, семьи Петровых, звучал как сказка. Хотя, если разобраться, романтики в жизни при минус 50 градусах и всего трех месяцах тепла в году не так много...

Охотятся с детства
Якутия, говорят наши герои, хоть и развивается, становится современной, все же меняется не быстро. Как и сотни лет назад, рыбачить и охотиться мальчишки там начинают с детства: младший брат Борис признается, что точно не помнит, когда впервые пошел со старшими в тайгу, но примерно лет в семь. А в десять уже получил ружье. 
Стреляют чаще всего зайцев, уток, реже — крупного зверя. Спрашиваем, сколько максимально можно поймать дичи.
– Я как-то пятьдесят шесть уток с охоты принес, – говорит Борис.
– За сезон? – уточняем с наивностью горожан.
– За день! – улыбается он нам в ответ.
Рассказывают Петровы и о том, что только кажется, будто заблудиться в тайге легко: это их дом, а значит, все понятно и знакомо. 
– Но охотники у нас не все — например, это не мое. У нас говорят, что «нет байанайя» – то есть дух леса, покровитель природы не благоволит, – уточняет старший брат Владислав.
Языческая тема в тех краях сильна: народ отмечает традиционные праздники — например, новый год «ысыах» празднуют в июне, в самый длинный день в году (в 2017-м его впервые провели и в Калининграде). Если выходят в лес, обязательно задабривают духа-покровителя. А когда переезжают на новое место, готовят саламат — кашу из муки, воды и масла, вешают дейбирь – оберег из конского волоса, «кормят» огонь — поливают его каплями кумыса. 

Минимум две шубы
В Калининград Владислав с женой Ниной и двумя детишками переехал четыре года назад, уже здесь родилась Эмма. Вслед за ними в начале этого года перебрался брат Борис, его супруга Валерия и дочка Бриллианна. 
– Мы с Ниной учились и жили в Санкт-Петербурге и Москве, – рассказывает Владислав. – Сначала я служил, а после сокращения устроился в крупную столичную компанию по специальности – инженером. По работе объездил всю Россию, посмотрел разные регионы: понравились Белгород, Казань. Калининград победил из-за климата и перспектив — здесь многого можно добиться, жить комфортно, работу найти — никаких проблем. По сравнению с Якутией есть промышленность, крупные предприятия, производства. Там же хорошо живут те, кому посчастливилось попасть на добычу золота, серебра, алмазов. Правила жесткие: никаких нарушений, алкоголя — если что, увольняют без разговоров, ведь за каждым огромная очередь из желающих. Зарплаты хорошие — за вахту (три месяца) по миллиону можно заработать. Трудятся там единицы, в основном же люди получают немногим больше, чем в Калининграде, разве что с северными надбавками, но продукты все привозные, получаются «золотыми», коммуналка тоже.
Еще много денег уходит на одежду, объясняют наши собеседники. В гардеробе должно быть как минимум две шубы — и это не прихоть, а необходимость: в норковой, что на осень и весну, в холода замерзнешь. Иногда то, что на женщину надето, стоит, как новый автомобиль: богатые покупают шубы по 1,5 миллиона, унты, расшитые серебром, по 
150 тысяч рублей. Рассказали наши герои и о том, что сейчас пошла мода на все национальное: одежду, украшения. Состоятельные люди рядом с особняками ставят юрты, делают в них старинные печи и используют как летнее жилье. 

Туристы туда не добираются
– Мы поселились в мансарде старого немецкого дома, непривычно — у нас таких не строят. Рядом Южный парк, школа и детский сад — район отличный, – делится Нина. 
В Якутию к родным каждое лето отправляют детей, ездят в гости сами, но возвращаться не думают.
– Там люди не живут, а выживают — суровые условия. Наши родные остались в деревнях: там до сих пор нет канализации и водопровода (в холода выпиливают лед и растапливают его в бочке), топить печь зимой приходится по три раза в сутки. С медициной сложно: в селах она появилась недавно, еще мои родители жили при «естественном отборе», добираться до городов и больниц долго, так что лучше не болеть, – говорит Владислав. – Расстояния огромные: соседние районы – это за 800 километров. Когда ездил к Нине свататься, сутки на машине добирались без остановок. Это, кстати, не просто обычай, а правило: первым делом нужно с родителями познакомиться. В республике живет всего 400 тысяч якутов, и важно, чтобы жених с невестой не были родственниками — предков проверяют до 5–7-го колена. 
За разговорами нам показывают фотографии из Якутии: удивительной красоты природа — не тронутые человеком леса, кристальные реки и озера. Туристов туда добирается мало: самолет стоит дорого (билет из Москвы – 18–20 тыс. в одну сторону), да и инфраструктуры нет — гостиниц мало, попасть из центра в разные интересные места часто невозможно. 
– Якуты свою родину любят. И редко уезжают: жить принято рядом с родственниками, и очень уж большие различия в культуре и быту с другими российскими регионами, – объясняет Владислав. – Но я вот агитирую расселяться, чтобы узнавать новое, развиваться и помогать родным местам становиться лучше.

IMG_9294.jpg
Борис и Валерия Петровы (на снимке она играет на национальном инструменте хомус, а на заднем фоне – изображение священного дерева Аал Луук Мас) вместе с дочкой переехали в Калининград в начале этого года 

IMG_9333.jpg
Нина рассказала: на новом месте принято вешать дома оберег из конского волоса – дейбирь  


IMG_9266.jpg
Владислав приготовил нам взбитые сливки с помощью деревянного приспособления «ытык». Угостили и супом из говяжьих потрохов и оладьями 


Приглашаем всех читателей к участию в проекте. Присылайте письма и фотографии по адресу: Калининград, ул. Рокоссовского, 14, газета «Страна Калининград», проект «Диаспоры» или пишите на [email protected]. Звоните по тел. 31-24-11, приглашайте журналистов в гости!

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3