или Зарегистрироваться
Земляки
1975
0
31 марта 2017

Елизавета Иргашева: «Музыка – моя страховка от всех бед и страданий»

Калининградская пианистка уже в девять лет выступила в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского
Имя Елизаветы Иргашевой сегодня известно не только знатокам, но и широкой публике. 21-летняя студентка Московской консерватории выступает в родном Калининграде при полных залах. 
О том, какова цена успеха, и о многом другом корреспондент «СК» побеседовал с исполнительницей накануне ее концерта в областной филармонии. 

Фасоны для «пианинов» 
– Лиза, выступать в родном городе – это особенное ощущение?
– Это очень особенное ощущение! Друзья, родные, педагоги – они все объединятся, чтобы меня услышать. Они придут, потому что не равнодушны к тому, чем я занимаюсь. Это счастливое волнение, когда хочется обнять своей игрой весь зал!

– А почему вы не пошли по маминому пути? (Елизавета – дочь телеведущей Марины Иргашевой. – Прим. авт.)
– Определяющую роль в моем выборе сыграл мамин дядя – известный музыковед и композитор Николай Луганский. Именно он отвел меня в музыкальную школу. И очень удачно – к моему любимому первому педагогу Ларисе Андреевне Совриковой. 

– А мама поощряла это начинание?
– Еще как поощряла! С той самой минуты, как мне сказали, что буду ходить в музыкальную школу, я начала мечтать о том, чтобы у меня было свое пианино. И вот однажды мама сказала, что дома меня ждет подарок. Это был момент абсолютного счастья. Мама рассказывала, что я подошла к инструменту, погладила его и молвила: «И кто такие фасоны для пианинов придумывает?» Помню, что, когда я приходила домой, всегда ощущала, что в моей комнате живет одушевленное существо – вроде любимой собаки. И каждый раз это было как в первый раз. Вот так же сейчас, приходя в консерваторию, я не могу поверить своему счастью. Открывая эти тяжелые двери, я ощущаю восторг.

Пятиминутные уроки
– У многих воспоминания о занятиях музыкой в детстве сопряжены с горькими слезами и желанием поскорее сбежать во двор. 
– А для меня главным наказанием было: «Ты не пойдешь в музыкальную школу». И это явная заслуга Ларисы Андреевны. Она заряжала меня верой, что я чего-то стою. А главное – она меня терпела.

– С этого места, пожалуйста, подробнее…
– Я была страшно неусидчивая. Сорок минут от урока я носилась по классу, пряталась за партами. А в оставшиеся пять минут умудрялась выкладываться, как за весь урок. Кстати, я еще не освоила ноты, но уже играла импровизации. Специально для мамы сочиняла всякие вариации…

– Когда стало ясно, что музыка будет делом жизни, не пугало, что классикой в нашей стране сыт не будешь?
– Музыка буквально вросла в меня с детства, так что выбора не оставалось. Я точно знаю: невозможно существовать в этой профессии, если не любишь ее всей душой. Поэтому многие мои сверстники, даже окончив консерваторию, не выдерживали, уходили из профессии. 

Жизнь в жестком городе
– Вы в 15 лет уехали из дома в столицу. Было страшно?
– Поначалу было очень страшно. Здесь, в области, я была одной из лучших, а там –едва ли не каждый второй такой. Это был стресс.

– Как сказала одна моя знакомая, несколько лет проработавшая в столице, «в смысле жесткости Калининград по сравнению с Москвой – просто детский сад». Вы согласны?
– Да, пожалуй, это так. Здесь все более сказочное, что ли, там реальная жесткая жизнь. За два первых года я пережила и дружбу, и предательство. Были очень тяжелые моменты и мучительные душевные переживания. 

– Погруженность в любимое дело было спасением?
– Не хочется выглядеть эдакой благостной, но я действительно с годами поняла: музыка – это страховка от всех страданий, которые будут в жизни. Это тот друг, который никогда не предаст, если ты хранишь ему верность.

– А вы согласны с популярным тезисом о том, что сильные переживания благотворно сказываются на глубине исполнения?
– Это очень спорный тезис. Все-таки исполнитель должен отражать прежде всего мысли и переживания композитора.

– Но ведь тогда все будут играть «под копирку». Как быть с личностным началом исполнителя?
– А это неизбежно. У каждого своя школа, свои семейные традиции, психология и темперамент. Я, например, как была в детстве, так и остаюсь неусидчивой. Но, как говорил один мой педагог, «как ни крути, но наша личность все равно меньше, чем личность Шопена».

Анатомия победы
– Существуют ли для вас иные жанры, помимо классического?
– Это старый добрый рок-н-ролл. «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», «Битлз», конечно. Джаз и блюз обожаю.

– Очень многие медийные персоны сегодня выступают на корпоративах. Приняли бы подобное приглашение?
– Смотря что исполнять. Классика и корпоратив – это, по-моему, вещи несовместимые. А джаз – почему бы нет? Но, само собой, не Киркорова и не «Мурку».

– Вы многократный победитель музыкальных конкурсов. Помните свою первую победу?
– В 11 лет мне посчастливилось принять участие в конкурсе-фестивале подводного мира, который ежегодно проходит во французском Антибе. Я тогда сочинила произведение под названием «Рифы» для фортепиано и двух скрипок. Мама послала диск с ним, и я получила приглашение. В итоге первое место занял 25-летний американец, второе – я, третье – француз, которому было 35. 
А первая российская победа случилась в 9 лет в Москве на конкурсе, посвященном 90-летию Эмиля Гилельса, и я как победитель получила право сыграть в Большом зале Московской консерватории, одном из лучших в мире. Когда разыгрывалось право принять участие в концерте к этой дате, я спросила у курирующего подготовку профессора Михаила Георгиевича Оленева: «Вы мне говорите – так играть, другой профессор – по-другому. А если я буду играть, как тот объяснил, вы мне, что, плохую оценку поставите?» Он расхохотался: «Если ты будешь играть не так, как я сказал, но это будет убедительно, я поставлю тебе высокий балл!» И слово сдержал, а спустя более чем 
10 лет я стала его студенткой! 

– Что, на ваш взгляд, является залогом этих побед?
– Осознание того, что ты в своем деле конкурентоспособен. Но, вообще, когда идет профессиональное становление, конкурсов уже не может быть много. Они хороши, пока учишься.

– Исполнителям классики случается «поймать звездочку»?
– И нередко. Как правило, тем, для кого их персона важнее, чем исполняемая ими музыка. Амбиции, игра ради внешнего эффекта – я считаю, ради этого нельзя выходить на сцену. 

– А для чего вы выходите?
– Я выхожу, чтобы поделиться тем, что я поняла для себя, находясь наедине с произведением. Это рассказ из моей маленькой жизни, которую я провела в содружестве с музыкой.

Справка «СК»
Елизавета Иргашева родилась в 1995 г. в Калининграде. Училась в гимназии № 1. Окончила музыкальную школу им. Шостаковича. Продолжила обучение в Москве. Окончила Специализированную музыкальную школу им. Гнесиных. Сейчас студентка 2-го курса Московской консерватории им. Чайковского. Победитель II Международного конкурса юных музыкантов «Sforzando» (Берлин), Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» и др. Стипендиат Фонда «Новые имена», именной Премии Дениса Мацуева и Фонда Юрия Розума.


Лиза-Иргашева-1.jpg
Елизавета Иргашева: «Залог побед – это осознание того, что ты конкурентоспособен»

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2