или Зарегистрироваться
Земляки
1474
0
31 марта 2017

Елизавета Иргашева: «Музыка – моя страховка от всех бед и страданий»

Калининградская пианистка уже в девять лет выступила в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского
Имя Елизаветы Иргашевой сегодня известно не только знатокам, но и широкой публике. 21-летняя студентка Московской консерватории выступает в родном Калининграде при полных залах. 
О том, какова цена успеха, и о многом другом корреспондент «СК» побеседовал с исполнительницей накануне ее концерта в областной филармонии. 

Фасоны для «пианинов» 
– Лиза, выступать в родном городе – это особенное ощущение?
– Это очень особенное ощущение! Друзья, родные, педагоги – они все объединятся, чтобы меня услышать. Они придут, потому что не равнодушны к тому, чем я занимаюсь. Это счастливое волнение, когда хочется обнять своей игрой весь зал!

– А почему вы не пошли по маминому пути? (Елизавета – дочь телеведущей Марины Иргашевой. – Прим. авт.)
– Определяющую роль в моем выборе сыграл мамин дядя – известный музыковед и композитор Николай Луганский. Именно он отвел меня в музыкальную школу. И очень удачно – к моему любимому первому педагогу Ларисе Андреевне Совриковой. 

– А мама поощряла это начинание?
– Еще как поощряла! С той самой минуты, как мне сказали, что буду ходить в музыкальную школу, я начала мечтать о том, чтобы у меня было свое пианино. И вот однажды мама сказала, что дома меня ждет подарок. Это был момент абсолютного счастья. Мама рассказывала, что я подошла к инструменту, погладила его и молвила: «И кто такие фасоны для пианинов придумывает?» Помню, что, когда я приходила домой, всегда ощущала, что в моей комнате живет одушевленное существо – вроде любимой собаки. И каждый раз это было как в первый раз. Вот так же сейчас, приходя в консерваторию, я не могу поверить своему счастью. Открывая эти тяжелые двери, я ощущаю восторг.

Пятиминутные уроки
– У многих воспоминания о занятиях музыкой в детстве сопряжены с горькими слезами и желанием поскорее сбежать во двор. 
– А для меня главным наказанием было: «Ты не пойдешь в музыкальную школу». И это явная заслуга Ларисы Андреевны. Она заряжала меня верой, что я чего-то стою. А главное – она меня терпела.

– С этого места, пожалуйста, подробнее…
– Я была страшно неусидчивая. Сорок минут от урока я носилась по классу, пряталась за партами. А в оставшиеся пять минут умудрялась выкладываться, как за весь урок. Кстати, я еще не освоила ноты, но уже играла импровизации. Специально для мамы сочиняла всякие вариации…

– Когда стало ясно, что музыка будет делом жизни, не пугало, что классикой в нашей стране сыт не будешь?
– Музыка буквально вросла в меня с детства, так что выбора не оставалось. Я точно знаю: невозможно существовать в этой профессии, если не любишь ее всей душой. Поэтому многие мои сверстники, даже окончив консерваторию, не выдерживали, уходили из профессии. 

Жизнь в жестком городе
– Вы в 15 лет уехали из дома в столицу. Было страшно?
– Поначалу было очень страшно. Здесь, в области, я была одной из лучших, а там –едва ли не каждый второй такой. Это был стресс.

– Как сказала одна моя знакомая, несколько лет проработавшая в столице, «в смысле жесткости Калининград по сравнению с Москвой – просто детский сад». Вы согласны?
– Да, пожалуй, это так. Здесь все более сказочное, что ли, там реальная жесткая жизнь. За два первых года я пережила и дружбу, и предательство. Были очень тяжелые моменты и мучительные душевные переживания. 

– Погруженность в любимое дело было спасением?
– Не хочется выглядеть эдакой благостной, но я действительно с годами поняла: музыка – это страховка от всех страданий, которые будут в жизни. Это тот друг, который никогда не предаст, если ты хранишь ему верность.

– А вы согласны с популярным тезисом о том, что сильные переживания благотворно сказываются на глубине исполнения?
– Это очень спорный тезис. Все-таки исполнитель должен отражать прежде всего мысли и переживания композитора.

– Но ведь тогда все будут играть «под копирку». Как быть с личностным началом исполнителя?
– А это неизбежно. У каждого своя школа, свои семейные традиции, психология и темперамент. Я, например, как была в детстве, так и остаюсь неусидчивой. Но, как говорил один мой педагог, «как ни крути, но наша личность все равно меньше, чем личность Шопена».

Анатомия победы
– Существуют ли для вас иные жанры, помимо классического?
– Это старый добрый рок-н-ролл. «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», «Битлз», конечно. Джаз и блюз обожаю.

– Очень многие медийные персоны сегодня выступают на корпоративах. Приняли бы подобное приглашение?
– Смотря что исполнять. Классика и корпоратив – это, по-моему, вещи несовместимые. А джаз – почему бы нет? Но, само собой, не Киркорова и не «Мурку».

– Вы многократный победитель музыкальных конкурсов. Помните свою первую победу?
– В 11 лет мне посчастливилось принять участие в конкурсе-фестивале подводного мира, который ежегодно проходит во французском Антибе. Я тогда сочинила произведение под названием «Рифы» для фортепиано и двух скрипок. Мама послала диск с ним, и я получила приглашение. В итоге первое место занял 25-летний американец, второе – я, третье – француз, которому было 35. 
А первая российская победа случилась в 9 лет в Москве на конкурсе, посвященном 90-летию Эмиля Гилельса, и я как победитель получила право сыграть в Большом зале Московской консерватории, одном из лучших в мире. Когда разыгрывалось право принять участие в концерте к этой дате, я спросила у курирующего подготовку профессора Михаила Георгиевича Оленева: «Вы мне говорите – так играть, другой профессор – по-другому. А если я буду играть, как тот объяснил, вы мне, что, плохую оценку поставите?» Он расхохотался: «Если ты будешь играть не так, как я сказал, но это будет убедительно, я поставлю тебе высокий балл!» И слово сдержал, а спустя более чем 
10 лет я стала его студенткой! 

– Что, на ваш взгляд, является залогом этих побед?
– Осознание того, что ты в своем деле конкурентоспособен. Но, вообще, когда идет профессиональное становление, конкурсов уже не может быть много. Они хороши, пока учишься.

– Исполнителям классики случается «поймать звездочку»?
– И нередко. Как правило, тем, для кого их персона важнее, чем исполняемая ими музыка. Амбиции, игра ради внешнего эффекта – я считаю, ради этого нельзя выходить на сцену. 

– А для чего вы выходите?
– Я выхожу, чтобы поделиться тем, что я поняла для себя, находясь наедине с произведением. Это рассказ из моей маленькой жизни, которую я провела в содружестве с музыкой.

Справка «СК»
Елизавета Иргашева родилась в 1995 г. в Калининграде. Училась в гимназии № 1. Окончила музыкальную школу им. Шостаковича. Продолжила обучение в Москве. Окончила Специализированную музыкальную школу им. Гнесиных. Сейчас студентка 2-го курса Московской консерватории им. Чайковского. Победитель II Международного конкурса юных музыкантов «Sforzando» (Берлин), Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» и др. Стипендиат Фонда «Новые имена», именной Премии Дениса Мацуева и Фонда Юрия Розума.


Лиза-Иргашева-1.jpg
Елизавета Иргашева: «Залог побед – это осознание того, что ты конкурентоспособен»

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

2262
опрос 02 сентября 2020

Специалисты пугают новыми штаммами гриппа. А вы будете делать от него прививку?

92