10:00

Светлана Безродная: «Когда я решила создать женский оркестр, мужчины-музыканты называли меня сумасшедшей»

Классика с неизменной убедительностью звучит в стенах Кафедрального собора. А уж если выступает в исторических интерьерах легендарный «Вивальди-оркестр» под управлением Светланы Безродной... 
На прошлой неделе этот коллектив представил калининградцам программу «Каскад и кураж» – в нее вошли популярная классика и ретро-шлягеры ХХ века. Корреспонденту «СК» удалось пообщаться со Светланой Безродной и выяснить немало интересного.

По подобию монастыря
– Светлана Борисовна, очевидно, вы выступаете в этих стенах с особым чувством. Ведь история вашей семьи непосредственно связана с историей Кёнигсберга.
– Я обожаю этот город – он совершенно фантастичен. А особые чувства испытываю благодаря моему мужу, дед которого родился в Кёнигсберге. Род ведет начало от немцев, которых наша императрица Екатерина Вторая пригласила в Санкт-Петербург из Кёнигсберга. И знаете, что меня потрясло: когда мы с мужем приехали в Калининград в первый раз, оказалось, что он прекрасно ориентируется в совершенно незнакомом городе. Буквально знает, что там будет за следующим поворотом. Не иначе как сработала генная память!
– Что вас побудило создать коллектив по подобию оркестра католического женского монастыря?
 – Когда мне пришла в голову идея создать женский оркестр, многие мужчины-музыканты называли меня сумасшедшей. Не знаю, чем именно я руководствовалась, ведь до этого управляла музыкантами, среди которых были даже лауреаты международных конкурсов. Но, видимо, желание что-то поменять в жизни присутствовало во мне всегда. Это как с мебелью: стоит только переставить ее, как настроение и вид квартиры тут же поменяются. 
Я еще училась в консерватории, а уже знала, что начну свою большую карьеру с произведения Вивальди «Времена года». Разумеется, эта же глубоко любимая мной ассоциация сработала при создании коллектива. Великий Антонио Вивальди создал свой оркестр исключительно из девушек. Дело было в монастыре, который назывался весьма поэтично – Сан-Пиета – и находился в Венеции, одном из красивейших городов мира. Хотя началось у нас все почти абсурдно. Когда коллектив появился, в Министерстве культуры его тут же назвали очень свеженько – «женский камерный оркестр». Ну, из того же логического ряда, что женская баня, женская парикмахерская. «На это я пойтить не могу», – заявила я и решила вопрос по-своему.

Отличный парень Моцарт
– Послушницы монастыря считались «невестами Христовыми», а потому не имели права на личную жизнь – на любовь к земному мужчине, замужество, детей. Однако, как я понимаю, в оркестре с этим полный порядок?
– О, у нас личная жизнь бурлит! Девочки стали выходить замуж, и началась «заразная» болезнь — все беременели. У меня в коллективе две исполнительницы уже успели родить дважды. Причем обе приступали к работе через месяц после родов. Девиц наших отличает невероятная стойкость. Как и меня – я вообще не знала, что такое декрет! Вообще, у нас в коллективе царит атмосфера некой семейственности. Все построено на какой-то внутренней самоорганизации. Сама по себе я человек не скучный и не мрачный, поэтому на моих репетициях всегда весело. И многие любят приходить на них, чтобы зарядиться моей энергетикой. Да, могу сказать с полной ответственностью – в России наш феерический женский коллектив встречают на ура. И не только в России.
– А как иностранные слушатели реагируют на ваши выступления?
 – Мы часто выступам в Америке. И там я заметила такой феномен: люди в зрительном зале считали, сколько по времени я исполняю музыку. Я помню, мы выступали в Чикаго, где играли на протяжении пяти часов. После концерта ко мне подошли зрители с вопросом: «Почему в Сан-Диего вы играли восемь часов, а у нас всего пять?» 
Еще одно мое наблюдение: американцев надо чем-то огорошить, лишь тогда они тебя примут. Хотя время от времени огорошена была я сама. В частности, их уникальной неискушенностью. Все не могу забыть, как однажды после выступления подошел джентльмен со словами: «Мне так понравился Моцарт в вашем исполнении. Он отличный парень, был у нас в прошлом году».
– Какова была ваша реакция? 
– Я не стала его разубеждать…

Детская страсть к искусству
– Вы происходите из семьи врача, который лечил коммунистическую элиту — Сталина, Хрущева. С раннего возраста вам приходилось общаться с сильными мира сего. Как это отразилось на вашем мировосприятии?
– Может быть, именно оттого, что я имела возможность общаться с сильными мира того, так смешно мне смотреть на сильных мира сего. Не могу смотреть, как люди, облеченные хотя бы мало-мальской властью, надуваются от гордости и своих бешеных денег. Да, мой папа был главврачом санатория «Барвиха», он по роду работы часто и помногу общался с партийными деятелями, но, какими бы они ни были, ни один из них не позволял себе строить трехэтажные особняки в Подмосковье. Тогда номенклатура жила гораздо скромнее. 
Вообще, у меня было странное детство, странная жизнь внутри Кремля, внутри «золотой клетки», когда выбирать подруг и друзей приходилось только из числа тех, кто может соответствовать рангу твоих родителей. Я дружила с детьми великих полководцев — Конева, Чуйкова.
– Кстати, о детях. Как вы себя чувствуете в качестве члена жюри конкурса «Синяя птица»?
– Это самое большое счастье! Я очень дорожу своим присутствием на этом уникальном конкурсе. Едва вернувшись с гастролей, мчусь на съемочную площадку «Мосфильма», где и происходит конкурс. Мощное и светлое чувство! Россия так богата талантами, и этим она непобедима. Такая в этих детях высокая отвага, такая страсть к искусству. У меня ощущение, что не мы их ведем в будущее, а они нас. 
– В какой степени участие в конкурсе может стать для детей путеводным мостиком в это будущее?
– А мостик этот уже выстроился 15 января. Дети выступали вместе с моим оркестром в концертном зале имени Чайковского. И я этих детей теперь уже никогда не брошу, потому что они – мои, а я – их.

Справка «СК»
Светлана Безродная – народная артистка России (1996 г.). Родилась в 1934 г. в санатории «Барвиха» в семье личного врача Сталина и всего партийного руководства Бориса Левина и певицы Ирины Шепшелевич-Лобовской. По окончании Московской консерватории стала солисткой «Москонцерта». Более 20 лет преподавала в Центральной музыкальной школе, создала авторскую методику игры на скрипке. Многие из ее учеников стали лауреатами престижных международных конкурсов. В ЦМШ основала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.В 1989 г. создала камерный «Вивальди-оркестр», с которым выступала и как солистка. Прообразом оркестра послужил ансамбль, созданный Антонио Вивальди при монастыре Сан-Пиета в Венеции в начале XVII века. Репертуар оркестра включает произведения различных жанров, эпох и стилей: от раннего барокко до музыки ХХ века и современных авторов, а также многочисленные аранжировки. Сотрудничала с такими музыкантами, как Ю. Башмет, 
Ю. Милкис, И. Ойстрах, Н. Петров, В. Третьяков, В. Фейгин, М. Яшвили, Д. Мажуков и др.


Даже на репетиции оркестра под управлением Светланы Безродной прихоит много людей, чтобы подзарядиться ее энергетикой

Выбор редакции