или Зарегистрироваться
Земляки
1861
0
23 октября 2014

«Я просто поменяла краски на актеров...»

Уехав из Калининграда, художник и соратница Евгения Марчелли стала
еще и режиссером

Елена Сафонова – театральный художник и режиссер, памятная зрителям по множеству нетривиальных работ. Пятнадцать лет назад она покинула Калининградский театр драмы после острого конфликта с тогдашним главрежем Николаем Петеровым и с тех пор работает главным художником-постановщиком в Костромском театре драмы.

Тем не менее Сафонова регулярно возвращается в Калининград и ставит здесь спектакли. Последняя ее работа – рок-драма «Любить Нерона» в областном музыкальном театре по пьесе калининградской писательницы Ольги Болычевой. Да и в дальнейшем Елена Сафонова не намерена рвать нить, связывающую с родными пенатами.

Замыслу 14 лет

– Елена, чем вас как постановщика заинтересовала личность Нерона?

– Меня этот персонаж заинтересовал 14 лет назад. Показался очень интересным тот факт, что он любил театр. Он играл на кифаре, у него был хриплый голос, а ассоциация с этим вполне определенная. Подогрела интерес и пьеса Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки», хотя мне она показалась очень политизированной. Тогда же я подсела на песни «Агаты Кристи» – их философия была мне очень близка. Моя подруга Ольга Болычева в ту пору была журналистом, и я сказала ей: «Оля, надо!». И вот мы придумали свою версию, пусть даже и фантастическую. Интернета не было, пришлось перелопатить тома в поисках информации по Нерону, по Сенеке, по Агриппине. В итоге появилась история про игру богов с человеком, а человека – с богами. Про страшную, жестокую – но любовь.

Пазлы сложились счастливо и благодаря исполнителям. Совершенно великолепен Стас Ананьин в роли Нерона, когда-то гениально исполнивший партию Хоакина Мурьетты. А еще Антон Арнтгольц, Елена Мочалова, Галина Кузнецова – они определили эту историю.

«Хотите узнать Россию – езжайте в Кострому»

– Сожалений не было, когда вы уезжали из Калининграда?

– Конечно, было страшно, потому что я – человек с состоявшейся карьерой – должна была в неизвестном городе начинать все с нуля. И если не было сомнений в том, что я – хороший художник, то о том, какой я режиссер, не знал никто. Перестраивать свою жизнь в критическом возрасте – это, разумеется, экстрим, но именно это меня и подстегивало.

– Произошло бы все это, если бы не сложившаяся конфликтная ситуация в драмтеатре?

– Нет! Поэтому в конечном итоге я Николаю Петерову благодарна – ведь он спровоцировал на кардинальное изменение жизни. И потом, он многому меня научил за те пять лет, что я проработала в театре, – это все моя копилка. В общем, сегодня я убеждена: все будет так, как должно быть.

– Вы фаталист?

– Абсолютный! Но к тому же еще и оптимист. Виражи судьбы воспринимаю как некий счастливый знак свыше. И то, что я оказалась в Костроме, – огромное везение. Если хотите понять, что такое Россия, надо ехать в Кострому.

– В чем состоит особенность этого города?

– Романовы не любили Кострому из-за Годуновых, а большевики – из-за Романовых. И она оказалась неким законсервированным пространством. И это плюс. А еще обитателям этого города свойственен немалый пофигизм, но и он работает на плюс. Особая история – это то, что Кострома – малая родина Островского. В этом городе в театр ходят на Островского, любого – скучного, веселого, модернистского, традиционного. Мы каждые два года проводим фестиваль Островского, и зал всегда битком. И здешнему театру более 200 лет, так что за эти века сменилось уже несколько поколений заядлых театралов. На один и тот же спектакль ходят по шесть-семь раз, и всегда с энтузиазмом.

– Получается, любовь (или нелюбовь) к театру обусловлена исторически. Калининградским театрам о таком ажиотаже мечтать пока преждевременно?

– В том, очевидно, и состоит наша режиссерская роль – взрастить своего зрителя, знающего, зачем он идет в театр.

Мелодрама – это же сказка для взрослых

– Вы не только ставите спектакли в Калининграде, но и привлекаете калининградских постановщиков к работе в Костроме. Михаила Ляхова, например (актер и режиссер музыкального театра. – Прим. авт.).

– Да, Миша поставил два спектакля в Костроме. Приятно, что труппа его приняла и пошла вместе с ним на эксперимент. Так, у него отлично получилась постановка мелодрамы Птушкиной «Пока она умирала».

– Кстати, о мелодраме. Именно в этом жанре, насколько мне известно, вы поставили в Калининграде спектакль «Утоли жажду»?

– Верно, поставила. Это была попытка сделать кассовый спектакль. Да, я как режиссер хочу выпендриться, но при этом отдаю себе отчет, что зритель подчас хочет просто отдохнуть на спектакле без каких-либо загрузов, потом посидеть в кафе. Чтобы пришли на спектакль женщины, увидели замечательных мужиков и порадовались, что герои на этом свете все-таки существуют. И в очередной раз убедились, что правит миром женщина.

– Можно ли сказать, что вы достаточно толерантны по отношению к этому так называемому массовому жанру?

– С годами я поняла, что мелодрама – благодатный материал. Это ведь сказки для взрослых. Причем если делать не сюси-пуси, а высокую мелодраму, то результат будет прекрасный.

Смешение тонов и полутонов безумно интересно

– Быть может, такая разносторонность – результат того, что вы сотрудничали с разными и непохожими друг на друга режиссерами?

– Мне очень везет на режиссеров. Леонид Хейфец меня учил школе. Евгений Марчелли – провокатор, он стрельнул в мой мозг, разбудил фантазию, он застолбил определенные критерии восприятия. Иосиф Райхельгауз тоже учил провокации, хулиганству. Совмещать все эти тона и полутона в своей работе безумно интересно!

– Вы ведь теперь с Марчелли по соседству работаете…

— Ну да, он совсем рядышком. Ярославль всего в 60 километрах от Костромы, в два раза ближе, чем от Калининграда до Советска. Наши театры общаются — мы ездим к нему на премьеры, они к нам приезжают. При том, что Ярославль – город промышленный, там отлично воспринимают модернистские постановки, в то время как в Костроме чтут традиции и классицизм.

– Режиссерами чаще становятся актеры, а не художники. Насколько органичным стал для вас переход в новое качество?

– Я-то как раз всегда удивляюсь, когда режиссерами становятся актеры – люди управляемые. Став режиссерами, они пытаются привнести в режиссуру свою актерскую природу. А ведь режиссер – это человек, смотрящий на сцену с другой стороны баррикад. И его построения далеко не всегда понятны актерам, которые иной раз и не осознают, что они транслируют в зал. А художник – он по ту же сторону баррикад, что и режиссер. Я просто поменяла краски на актеров…

Справка «СК»

Елена Сафонова – театральный художник, режиссер. Начинала путь театрального художника в Тильзит-Театре в тандеме с Евгением Марчелли, спустя несколько лет ушла за ним в Калининградский облдрамтеатр. Параллельно работе в театре окончила режиссерскую мастерскую Иосифа Райхельгауза (ГИТИС), после чего стала пробовать себя в режиссуре в театрах страны. В настоящее время работает главным художником Костромского драмтеатра им. Островского. В общей сложности на счету театральной художницы Сафоновой более 80 спектаклей, на счету Сафоновой-режиссера – более 10.

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4184
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

25