или Зарегистрироваться
Земляки
259
0
02 октября 2014

«Образование – уже не «комплексный обед», а «индивидуальное меню»

Директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий рассказал о том, что учебный процесс давно вышел за рамки класса, теперь он в коридорах и даже в туалете!

Образование сегодня — сфера, в которой происходит едва ли не самое большое количество изменений и экспериментов. Новости о школах и вузах появляются в лентах почти каждую неделю, а ближе к ЕГЭ и поступлению вообще начинается информационный бум.

Накануне Дня учителя корреспондент «СК» поговорил о том, как выбрать школу, чем измерить духовность и стоит ли собирать портфолио, с Алексеем Голубицким, директором «Школы будущего» (п. Большое Исаково) — в прошлом году он вошел в тройку лучших управленцев в России.

Ключевое слово – «интерес»

– Что должен уметь современный руководитель школы?

– На мой взгляд, это грамотный управленец с опытом работы, желательно не только в сфере образования. При этом быть просто эффективным менеджером, без понимания специфики школы, без того, чтобы ею жить, недостаточно. Уверен, что блистательный руководитель нефтяной корпорации может потерпеть крах в учебном заведении. Что касается именно моей истории, то до школы я успел поработать президентом общественной экологической организации, научным сотрудником, проректором и только потом стал директором маленькой сельской школы, а впоследствии возглавил «Школу будущего». Весь опыт пригодился: как привлекать финансы, разрабатывать проекты, сотрудничать с разными организациями.

– Все говорят о новых стандартах в школе, но понятнее сторонним людям, в том числе родителям, они от этого не становятся. А в самой системе образования с ними уже разобрались?

– У нас тоже еще не до конца сложилось представление о стандартах, все в процессе. Разработана рамка из списка требований к программе, внутри которой в каждой школе может быть свое наполнение, тогда как раньше была жесткая унификация образовательного процесса. Теперь учитель не только дает знания, но и мотивирует детей на творчество, учит их взаимодействовать друг с другом. Педагог уже не стоит перед классом, а находится внутри коллектива: вместе с детьми он проводит исследования, реализует проекты. И информацию теперь они получают уже не только за партами, но и в музеях, школах искусств, даже в коридорах. Например, на переменах можно походить по музею науки из экспонатов, которые сделали сами дети, их можно трогать, рассматривать. Мы даже туалеты используем в том числе и в образовательных целях! Ведь унитаз, смеситель – все это изобретения, у которых есть автор, история. И об этом ребята могут прочитать на стендах. И это не шутка: маркетологи давно доказали, что самые лучшие места для размещения, к примеру, рекламы – именно туалеты и лифты, там мы усваиваем информацию лучше всего.

– В таком виде знания детям интереснее.

– Интерес — ключевое слово и в новых стандартах. Никаких «комплексных обедов», только «индивидуальное меню»: ребенок должен сам выбирать, что ему любопытно. Есть набор обязательных предметов и количество часов, а дальше – выбор: в начальной школе 20% программы, в основной — 30%, а в старшей уже 40%.

Старые правила никто не отменял – ЖИ и ШИ по-прежнему пишется через «и», но если раньше мы говорили ребенку «выучи материал – и ты станешь прекрасным советским инженером» (и так оно и было), то теперь мир настолько быстро меняется, что мы просто не знаем, кем он будет в 2025 году, а потому нам важно выпустить из школы ребенка, который умеет учиться, понимает, как это делать, и сможет развиваться всю свою жизнь.

– Акцент делают и на патриотическом и духовно-нравственном воспитании.

– Жизнь показала, что просто знаний недостаточно, нужно прививать ценности. Конечно, о них и раньше говорили на уроках, классных часах, но это не входило в стандарт, а значит, можно было этим не заниматься или делать «для галочки».

– А как оценить? Тест, как по математике или физике, не напишешь.

– Духонометра и нравотестера не придумали, да и они не нужны — есть вещи, которые проявляются в делах. Например, если в школе есть кружки по краеведению, экологии (а это как раз патриотизм, любовь к родному краю и природе), дети на них ходят, участвуют в акциях, конкурсах и побеждают — это показатель. Если у нас дети собирают макулатуру и использованные батарейки, сортируют мусор или наш ученик сделал дождевую электростанцию и скоро получит патент на свое изобретение — это результат.

– Чтобы успевать за изменениями, нужно быть гибким. Справляются? Не возникает проблем у педагогов в возрасте?

– Есть несколько мифов в системе образования, и один из них как раз в том, что сегодня успешный педагог — молодой педагог. Поверьте, я видел очень молодых стариков, и молодежь с потухшим взглядом уже в 25 лет, которой кроме зарплаты ничего не нужно.

– Но все же на смену должна приходить молодежь, а ее, как правило, не хватает.

– В нашей школе много молодежи, мужчин, да и в регионе ситуация меняется в лучшую сторону. Но в целом в России молодые люди не очень охотно идут в образование.

– Есть и другая сторона. Иногда заслуженных педагогов просто не хотят отправлять на пенсию, прожить на нее сложно.

– Расстаться с педагогом – одна из самых сложных задач для директора. Когда я в нее попадал, помогало осознание того, что школа — это не орган поддержки взрослых, а институт развития детей. Если педагог, неважно, какого он возраста, профессионально выгорел, уже ничего не дает детям, конфликтует с коллективом и родителями, с ним нужно расставаться. Но добавлю, что в нашей школе есть правило: если учитель может быть полезен, мы будем искать для него применение. Да, не все успевают за новым темпом. Например, педагог работал в начальной школе и уже не справляется с требованиями новых стандартов, но при этом к нему тянутся дети, есть опыт и силы – он может быть воспитателем группы продленного дня или вести кружки.

– Многие директора говорят, что не могут содержать педагогов допобразования.

– Вопрос приоритетов, финансово это возможно — доказываем на своем примере. Многие учреждения сократили психологов, логопедов, мы же сохранили социально-психологическую службу, потому что считаем их работу важной. Если не разобраться в начальной школе со звукопроизношением, будут, к примеру, проблемы с восприятием заданий и информации на слух. А как работать без психолога, если в школе нет фильтра — здесь учатся как дети министров, так и ребята из малообеспеченных семей, с Украины.

– Недавно опубликовали список 500 лучших школ России, и в него вошло несколько калининградских лицеев и гимназий. Обычной школе туда не попасть?

– Там оценивают результаты ЕГЭ, победы на всероссийских олимпиадах, так что, конечно, соревноваться между собой будут гимназии, лицеи или специализированные школы. Что не значит, что остальные хуже — у них тоже есть высокие результаты ЕГЭ и участие в олимпиадах, просто фокус не на этом.

– Как же выбрать школу?

– Советую родителям прийти в школу. Походить по территории, послушать, что дети говорят на переменах, зайти в столовую, туалет, поговорить с директором и учителями. И ответить себе на простой вопрос: мне бы захотелось тут учиться?

Портфолио даст баллы

– Некоторые родители жалуются, что обязательных предметов – русского языка, литературы стало меньше.

– Минимальное количество часов по предметам не изменилось, стандарт есть, и его все выполняют. Дальше школа может вводить любые предметы на свое усмотрение — может, еще час литературы, а может, экономику. Все решения согласуют с родителями. Но есть и приоритеты: в нашем регионе это иностранные языки и физико-математический профиль.

– Зарплаты в образовании сейчас привязывают к результатам учеников — это правильно? Можно ведь ставить «5», чтобы не уменьшать свои заработки.

– «Поставить пять» делу не поможет, система сложнее, ведь при формировании зарплаты учитываются не только оценки, но и показатели здоровья, вариативность программ и т. д. Я не сталкивался с тем, чтобы педагоги «мухлевали». Да и то же самое итоговое тестирование все-таки показывает, что знания детям дают: результаты по региону хорошие и не изменились после того, как усилили меры проверки. А ведь есть регионы, где картинка благодаря этому стала другой.

– А как вы относитесь к тому, что теперь школьники собирают портфолио с дипломами конкурсов, олимпиад и других достижений для поступления в вуз?

– Не предметные результаты важны. Уже в следующем году при поступлении в вуз сочинение и портфолио будут давать детям дополнительные баллы (до 10 – каждое). Но появляются коррупционные риски: в школе сочинение оценят «зачет-незачет», а вот в вузах его перепроверят и поставят оценку, которая повлияет на поступление — главное, нам не вернуться снова в 1990-е годы, когда этот процесс, скажем так, не всегда был честным.

Только цифры

В Калининградской области:

  • учеников – 95 000;
  • учителей – 6 140;
  • средняя з/п учителя – 25 тыс. руб.

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

53