или Зарегистрироваться
Земляки
162
0
02 октября 2014

«Образование – уже не «комплексный обед», а «индивидуальное меню»

Директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий рассказал о том, что учебный процесс давно вышел за рамки класса, теперь он в коридорах и даже в туалете!

Образование сегодня — сфера, в которой происходит едва ли не самое большое количество изменений и экспериментов. Новости о школах и вузах появляются в лентах почти каждую неделю, а ближе к ЕГЭ и поступлению вообще начинается информационный бум.

Накануне Дня учителя корреспондент «СК» поговорил о том, как выбрать школу, чем измерить духовность и стоит ли собирать портфолио, с Алексеем Голубицким, директором «Школы будущего» (п. Большое Исаково) — в прошлом году он вошел в тройку лучших управленцев в России.

Ключевое слово – «интерес»

– Что должен уметь современный руководитель школы?

– На мой взгляд, это грамотный управленец с опытом работы, желательно не только в сфере образования. При этом быть просто эффективным менеджером, без понимания специфики школы, без того, чтобы ею жить, недостаточно. Уверен, что блистательный руководитель нефтяной корпорации может потерпеть крах в учебном заведении. Что касается именно моей истории, то до школы я успел поработать президентом общественной экологической организации, научным сотрудником, проректором и только потом стал директором маленькой сельской школы, а впоследствии возглавил «Школу будущего». Весь опыт пригодился: как привлекать финансы, разрабатывать проекты, сотрудничать с разными организациями.

– Все говорят о новых стандартах в школе, но понятнее сторонним людям, в том числе родителям, они от этого не становятся. А в самой системе образования с ними уже разобрались?

– У нас тоже еще не до конца сложилось представление о стандартах, все в процессе. Разработана рамка из списка требований к программе, внутри которой в каждой школе может быть свое наполнение, тогда как раньше была жесткая унификация образовательного процесса. Теперь учитель не только дает знания, но и мотивирует детей на творчество, учит их взаимодействовать друг с другом. Педагог уже не стоит перед классом, а находится внутри коллектива: вместе с детьми он проводит исследования, реализует проекты. И информацию теперь они получают уже не только за партами, но и в музеях, школах искусств, даже в коридорах. Например, на переменах можно походить по музею науки из экспонатов, которые сделали сами дети, их можно трогать, рассматривать. Мы даже туалеты используем в том числе и в образовательных целях! Ведь унитаз, смеситель – все это изобретения, у которых есть автор, история. И об этом ребята могут прочитать на стендах. И это не шутка: маркетологи давно доказали, что самые лучшие места для размещения, к примеру, рекламы – именно туалеты и лифты, там мы усваиваем информацию лучше всего.

– В таком виде знания детям интереснее.

– Интерес — ключевое слово и в новых стандартах. Никаких «комплексных обедов», только «индивидуальное меню»: ребенок должен сам выбирать, что ему любопытно. Есть набор обязательных предметов и количество часов, а дальше – выбор: в начальной школе 20% программы, в основной — 30%, а в старшей уже 40%.

Старые правила никто не отменял – ЖИ и ШИ по-прежнему пишется через «и», но если раньше мы говорили ребенку «выучи материал – и ты станешь прекрасным советским инженером» (и так оно и было), то теперь мир настолько быстро меняется, что мы просто не знаем, кем он будет в 2025 году, а потому нам важно выпустить из школы ребенка, который умеет учиться, понимает, как это делать, и сможет развиваться всю свою жизнь.

– Акцент делают и на патриотическом и духовно-нравственном воспитании.

– Жизнь показала, что просто знаний недостаточно, нужно прививать ценности. Конечно, о них и раньше говорили на уроках, классных часах, но это не входило в стандарт, а значит, можно было этим не заниматься или делать «для галочки».

– А как оценить? Тест, как по математике или физике, не напишешь.

– Духонометра и нравотестера не придумали, да и они не нужны — есть вещи, которые проявляются в делах. Например, если в школе есть кружки по краеведению, экологии (а это как раз патриотизм, любовь к родному краю и природе), дети на них ходят, участвуют в акциях, конкурсах и побеждают — это показатель. Если у нас дети собирают макулатуру и использованные батарейки, сортируют мусор или наш ученик сделал дождевую электростанцию и скоро получит патент на свое изобретение — это результат.

– Чтобы успевать за изменениями, нужно быть гибким. Справляются? Не возникает проблем у педагогов в возрасте?

– Есть несколько мифов в системе образования, и один из них как раз в том, что сегодня успешный педагог — молодой педагог. Поверьте, я видел очень молодых стариков, и молодежь с потухшим взглядом уже в 25 лет, которой кроме зарплаты ничего не нужно.

– Но все же на смену должна приходить молодежь, а ее, как правило, не хватает.

– В нашей школе много молодежи, мужчин, да и в регионе ситуация меняется в лучшую сторону. Но в целом в России молодые люди не очень охотно идут в образование.

– Есть и другая сторона. Иногда заслуженных педагогов просто не хотят отправлять на пенсию, прожить на нее сложно.

– Расстаться с педагогом – одна из самых сложных задач для директора. Когда я в нее попадал, помогало осознание того, что школа — это не орган поддержки взрослых, а институт развития детей. Если педагог, неважно, какого он возраста, профессионально выгорел, уже ничего не дает детям, конфликтует с коллективом и родителями, с ним нужно расставаться. Но добавлю, что в нашей школе есть правило: если учитель может быть полезен, мы будем искать для него применение. Да, не все успевают за новым темпом. Например, педагог работал в начальной школе и уже не справляется с требованиями новых стандартов, но при этом к нему тянутся дети, есть опыт и силы – он может быть воспитателем группы продленного дня или вести кружки.

– Многие директора говорят, что не могут содержать педагогов допобразования.

– Вопрос приоритетов, финансово это возможно — доказываем на своем примере. Многие учреждения сократили психологов, логопедов, мы же сохранили социально-психологическую службу, потому что считаем их работу важной. Если не разобраться в начальной школе со звукопроизношением, будут, к примеру, проблемы с восприятием заданий и информации на слух. А как работать без психолога, если в школе нет фильтра — здесь учатся как дети министров, так и ребята из малообеспеченных семей, с Украины.

– Недавно опубликовали список 500 лучших школ России, и в него вошло несколько калининградских лицеев и гимназий. Обычной школе туда не попасть?

– Там оценивают результаты ЕГЭ, победы на всероссийских олимпиадах, так что, конечно, соревноваться между собой будут гимназии, лицеи или специализированные школы. Что не значит, что остальные хуже — у них тоже есть высокие результаты ЕГЭ и участие в олимпиадах, просто фокус не на этом.

– Как же выбрать школу?

– Советую родителям прийти в школу. Походить по территории, послушать, что дети говорят на переменах, зайти в столовую, туалет, поговорить с директором и учителями. И ответить себе на простой вопрос: мне бы захотелось тут учиться?

Портфолио даст баллы

– Некоторые родители жалуются, что обязательных предметов – русского языка, литературы стало меньше.

– Минимальное количество часов по предметам не изменилось, стандарт есть, и его все выполняют. Дальше школа может вводить любые предметы на свое усмотрение — может, еще час литературы, а может, экономику. Все решения согласуют с родителями. Но есть и приоритеты: в нашем регионе это иностранные языки и физико-математический профиль.

– Зарплаты в образовании сейчас привязывают к результатам учеников — это правильно? Можно ведь ставить «5», чтобы не уменьшать свои заработки.

– «Поставить пять» делу не поможет, система сложнее, ведь при формировании зарплаты учитываются не только оценки, но и показатели здоровья, вариативность программ и т. д. Я не сталкивался с тем, чтобы педагоги «мухлевали». Да и то же самое итоговое тестирование все-таки показывает, что знания детям дают: результаты по региону хорошие и не изменились после того, как усилили меры проверки. А ведь есть регионы, где картинка благодаря этому стала другой.

– А как вы относитесь к тому, что теперь школьники собирают портфолио с дипломами конкурсов, олимпиад и других достижений для поступления в вуз?

– Не предметные результаты важны. Уже в следующем году при поступлении в вуз сочинение и портфолио будут давать детям дополнительные баллы (до 10 – каждое). Но появляются коррупционные риски: в школе сочинение оценят «зачет-незачет», а вот в вузах его перепроверят и поставят оценку, которая повлияет на поступление — главное, нам не вернуться снова в 1990-е годы, когда этот процесс, скажем так, не всегда был честным.

Только цифры

В Калининградской области:

  • учеников – 95 000;
  • учителей – 6 140;
  • средняя з/п учителя – 25 тыс. руб.

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

2279
опрос 02 сентября 2020

Специалисты пугают новыми штаммами гриппа. А вы будете делать от него прививку?

92