или Зарегистрироваться
Земляки
1437
0
22 мая 2014

«В сердце у меня кардиостимулятор, а в душе моей — мир»

Уроженец Кёнигсберга написал книгу, чтобы передать людям свой опыт познания жизни во всем ее ужасе и красоте

Михаэль Вик – писатель, музыкант и философ – регулярно наведывается в наши края. Ведь Кёнигсберг – его родина, на которой ему довелось пройти через все круги ада.

О пережитом он поведал в книге «Закат Кёнигсберга», ставшей особо актуальной в последние тревожные месяцы. Зверства нацистов были увидены глазами подростка с желтой звездой Давида на одежде, а британские бомбардировки и послевоенные катаклизмы — жителя уничтоженного ими города. В стане гонимых Вик оказался и как еврей, и как немец, и в этом секрет его необыкновенной зоркости и свободы от любых идеологических шор. Как и у почитаемого им Имммануила Канта.

«Человек сделан из кривого бревна»

– Господин Вик, вы посетили Калининград в связи с юбилеем Иммануила Канта. Соответствует ли празднование этой даты в Калининграде вашим представлениям о том, как надо воздавать дань памяти великому философу?

– Это было великолепно! Прекрасный концерт в музыкальном колледже, собрание «Друзей Бобового Короля», доклады немецких и российских профессоров о кантовском наследии. Но особенно меня впечатлил органный концерт в Кафедральном соборе, посвященный дню рождения Канта.

– В чем, на ваш взгляд, заключается нетленность кантовских постулатов?

– Кант сформулировал ряд постулатов, которые могли бы стать моделью поведения для всех политиков в мире. В книге «К вечному миру» он пророчески перечислил опасные для мира факторы – эскалация вооружения, концентрация капиталов, создание военных блоков. Как все сбылось! Меня потрясает его установка: «Война уже потому есть зло, что она создает больше злых людей, чем забирает».

– Мне кажется, представление Канта о человеческой природе было не лестным.

– Да, оно достаточно скептическое. Он когда-то написал: «Из кривого бревна, как то, из которого сделан человек, нельзя смастерить ничего ровного. Природой в нас заложено лишь приближение к этой идее».

«Моя любовь к родине – горькая»

– Вы перенесли в этом городе множество страданий. Какие эмоции испытываете, приезжая?

– Я испытываю целую гамму эмоций. Нет лишь ненависти и злобы. Я был еврейским ребенком, испытавшим преследования в гитлеровские времена. Вообразите себе кёнигсбергского мальчика из интеллигентной еврейской семьи, воспитанного на Шиллере, Бетховене, влюбленного в природу этих краев, в родной, старинный, сказочно прекрасный город. Да, я пожинал здесь плоды ненависти. Я соприкоснулся со всеми ужасами, на которые способен человек. Я увидел, что происходит с человеком, дающим волю темным инстинктам. Под плевками и тумаками я ходил по родному городу с давидовой звездой на груди. Потом под бомбами погибли мои родственники. Много горя и смертей было и в последующие годы. Да, моя любовь к родине горькая, но это любовь.

– Что давало вам волю к жизни в эти страшные годы?

– Когда я был на принудительных работах или когда дрожал от ужаса во время бомбежек, когда я умирал от голода, когда я тяжело болел и был на волосок от смерти, я не мог оторваться от чтения философских книг. Все это, а также кантовские размышления постепенно привели к тому, что в моей голове прояснились вопросы о существовании бога или о природе человека. Я ясно понял: выбор за каждым из нас – любить или ненавидеть. Да, я видел страшную жестокость, но я видел и милосердие. Когда из Кёнигсберга депортировали евреев, меня отпустил немецкий солдат – охранник. Когда в 1945 году я полуживой убирал человеческие останки из воронок, русский солдат не дал мне умереть с голоду. Я потому и написал книгу, чтобы передать людям свой опыт познания жизни во всем ее ужасе и во всей ее красоте.

– Вы очень молодо выглядите. Это результат определенных усилий или отражение состояния души?

– Самое важное в моей жизни – это музыка. Искусство – это моя религия. А главная предпосылка к тому, чтобы быть счастливым – это умение быть благодарным. В сердце у меня кардиостимулятор, а в душе – мир…

Справка «СК»

Михаэль Вик родился в 1928 г. в семье скрипача Кёнигсбергского струнного квартета Курта Вика и альтистки того же коллектива Гедвиги. Его отец был немцем. Это спасло семью от концлагеря в 1930-х и помогло остаться в живых, но когда начались бомбардировки Кёнигсберга и его четырехмесячная осада, мирное население города (и евреи, и немцы) оказалось в огненном аду. После Второй мировой войны он попадает в лагерь «Ротенштайн». После депортации в 1948 г. Вик, продолжая семейную традицию, начинает музыкальную карьеру и становится музыкантом Штутгартского оркестра. Калининградцам он известен как автор автобиографической книги «Закат Кёнигсберга», вышедшей в 2004 г.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2