или Зарегистрироваться
Земляки
1635
0
20 Марта 2014

Евгений Марчелли: «Театр должен давать эмоциональный ожог»

Прославленный режиссер поставил спектакль в ставшем ему родным Советске

В открывшемся после ремонта «Тильзит-театре» жизнь бьет ключом. Не в последнюю очередь из-за прибытия в Советск Евгения Марчелли, благодаря которому скромный ТЮЗ когда-то снискал статус культового театра. После обоймы неудач на посту главрежа Калининградского театра Марчелли в 2010-м продолжил деятельность в качестве художественного руководителя Театра драмы им. Волкова в Ярославле. Тем не менее он сумел выкроить время и сейчас в родном «Тильзит-театре» завершил работу над постановкой пьесы Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».

Лаборатория имени Треплева

– Евгений, чем актуально для нас путешествие двух румын?

– Попробую обосновать. Это путешествие по Польше двух полусумасшедших, а как потом выясняется, вполне нормальных индивидуумов, которые пытаются обрести себя. Это трагикомедия об одиночестве человека в социуме и о его отчаянных попытках жить в гармонии.

– Постановка получается по-марчеллевски провокативной?

– (Смеясь.) В полной мере! Пьеса Масловской эпатажна по определению, в частности, в ней присутствует ненормативная лексика. Однако все это вполне драматургически обосновано.

– Нет ли у вас желания в дальнейшем периодически выпускать спектакли в «Тильзит-театре»?

– Сильно сомневаюсь. Я очень плотно занимаюсь Ярославским театром. В год ставим по пять спектаклей –так я работал 30 лет назад!

– Что располагает к таким рекордным показателям?

– Знаете, когда я приезжаю в Советск, всегда с грустью взираю на то, как живет театр. Уж больно бросается в глаза разница существования труппы здесь и там. А располагает прежде всего тот факт, что Ярославский театр – единственный из провинциальных коллективов, имеющий федеральный статус. Плюс получил президентский грант. Соответственно, он защищен финансово. Средняя заработная плата актеров – 45 тысяч рублей. И это невзирая на то, что в труппе 60 человек.

– Учитывая ваше тяготение к авангарду, как удается привлечь в театр широкого зрителя? Вспоминается реплика из одного вашего интервью: «Когда я работал в маленьком театре в городе Советск, мне удалось добиться главного: в театр перестали ходить зрители...»

– Да уж, такой черный юмор… Между тем в Ярославле у нас очень высокие показатели посещаемости, заполняемость зала – 90%. Мы даже перевыполняем план. Дело в том, что я соблюдаю некий жанровый баланс. Периодически приглашаем режиссеров, которые ставят вполне традиционные и при этом добротные спектакли. А для претворения в жизнь авангардных замыслов мы создали при театре лабораторную площадку «Центр Треплева». Назвали в честь великого, хотя и неудачливого экспериментатора Кости Треплева из «Чайки».

– А как воспринимаете деятельность удачливых авангардных столичных экспериментаторов – Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова?

– Да я просто закоренелый консерватор перед ними! То, что делает Богомолов, это запредельно. К тому, что он делает, можно относиться по-разному, но, как бы там ни было, театр должен будоражить, давать эмоциональный ожог. Иначе все происходящее на сцене теряет смысл. То, что происходит в его спектаклях, мне кажется драматургически оправданным и никогда не наводит на мысль о «ничем не обоснованном проходе с голым задом».

– Ну как тут не вспомнить ваших калининградских «Дачников», где проход по сцене господина с голой «пятой точкой» вызвал немалый скандал!

– Да, проблемы были немалые. На меня подала в суд какая-то очередная организация борцов за нравственность, они и генеральному прокурору написали. Я думаю, что театр, даже эпатируя, создает разность мнений, заставляет театральную ситуацию бурлить. Иначе, как жлобское ханжество, я не могу охарактеризовать реакцию части калининградской публики.

Два карлика – безнадежность и отчаяние

– Я помню, с каким энтузиазмом вы в 2008 году возглавили труппу областного драмтеатра. Отчего, на ваш взгляд, не сложилось?

– У меня как-то с Калининградом удивительно не сложилось и внутри театра, и снаружи. Театр я нашел в плачевном состоянии. Его знаменем был спектакль «Номер 13», очень плохо сделанный. В театре труппа – 40 человек. Я выпустил с ними сразу две работы. Первым делом перенес сюда спектакль, который у меня когда-то в Омске получился – мне показалось, что он очень подходит политически, чтобы сразу выяснить отношения с городом: принимается мой хулиганистый почерк или же не принимается. Результат был налицо…

И я сразу понимаю, что эти люди хотят видеть музейный театр. Отчасти это можно объяснить: зритель уставший, приходит в театр для развлечения. Зритель испорчен сериалами низкого качества. А в театре предпочитают комедии, причем из серии «стоит дикая ржа». Неприятным сюрпризом стало и отношение к театру властных структур. Главную задачу определили так: зарабатывайте и сами как-нибудь делите заработанное. Иными словами, существуйте на само-окупаемости. Это абсурд, и нигде в мире нет подобного отношения к репертуарному театру. Театр – это роскошь, которая должна серьезно поддерживаться государством.

Хотя есть и позитив. Я доволен, что удалось организовать при театре центр молодой режиссуры. В его рамках экспериментировал Вячеслав Виттих, который теперь делает очень любопытные постановки.

– Над чем вы сейчас работаете в Ярославле?

– Над «Месяцем в деревне». Когда-то ставил это в Советске. Но изменился я, изменилась жизнь. Мне, кстати, предлагали поставить этот спектакль в питерском театре им. Ленсовета с Анной Ковальчук в главной роли. Но тогда в силу ряда причин этого осуществить не удалось, и моя задумка сделать спектакль о безумной любви долго оставалась нереализованной.

– Какова же она – безумная любовь в представлении Евгения Марчелли?

– Знаете, есть такая старая английская песня, автора уже не помню. Так вот, в ней примерно такая текстовка. Когда в дом постучится любовь, ты увидишь двух карликов. Один – безнадежность, другой – отчаяние. Но я советую тебе открыть дверь…

Справка «СК»

Евгений Марчелли – заслуженный деятель искусств РФ. Окончил актерский факультет Ярославского театрального училища им. Ф. Волкова, затем Высшее театральное училище им. Б. Щукина по специальности «режиссер драматического театра».

В 1985 году был актером Брянского ТЮЗа. В том же году в театре г. Советска поставил дипломный спектакль «Остров» и был назначен на должность режиссера-постановщика.

С 1991 года – главный режиссер театра в Советске. Сезон 1998–1999 гг. работал главным режиссером в драмтеатре Калининграда, после чего опять вернулся в Советск. В 2003 г. «Тильзит-театр» был удостоен премии правительства РФ имени Ф. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства. С 2003 по 2008 год – главный режиссер Омского академического театра драмы. С 2008 по 2010 год – главный режиссер Калининградского драматического театра. С 2010 года – главный режиссер Ярославского театра драмы.

Лауреат премии «Золотая маска» за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004–2005 гг. Номинант премии «Золотая маска» за спектакли «Дачники» (Омский театр драмы, 2004 год), «Три сестры» («Тильзит-театр», 2005 год), «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли» (Омский театр драмы, 2006 год), а также премии «Чайка» за спектакль «Отелло» (Театр Вахтангова, 2001 год). Обладатель звания «Лучший режиссер российской театральной провинции».

поделиться
теги
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 18 Декабря 2018

Старый Новый год

Новый год для всех, пожалуй, самый любимый праздник. Кто-то его встречает в шумной компании, кто-то в тесном кругу родных, кто-то отправляется в новогоднее путешествие.

Поделитесь с нами фотоисториями любых годов и
ПОЛУЧИТЕ ПРИЗ (читайте условия конкурса)! 
1695
опрос 14 Января 2019

2019-й в России - Год театра. А вы часто ходите в театр?

27