или Зарегистрироваться
Земляки
2061
0
20 марта 2014

Евгений Марчелли: «Театр должен давать эмоциональный ожог»

Прославленный режиссер поставил спектакль в ставшем ему родным Советске

В открывшемся после ремонта «Тильзит-театре» жизнь бьет ключом. Не в последнюю очередь из-за прибытия в Советск Евгения Марчелли, благодаря которому скромный ТЮЗ когда-то снискал статус культового театра. После обоймы неудач на посту главрежа Калининградского театра Марчелли в 2010-м продолжил деятельность в качестве художественного руководителя Театра драмы им. Волкова в Ярославле. Тем не менее он сумел выкроить время и сейчас в родном «Тильзит-театре» завершил работу над постановкой пьесы Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».

Лаборатория имени Треплева

– Евгений, чем актуально для нас путешествие двух румын?

– Попробую обосновать. Это путешествие по Польше двух полусумасшедших, а как потом выясняется, вполне нормальных индивидуумов, которые пытаются обрести себя. Это трагикомедия об одиночестве человека в социуме и о его отчаянных попытках жить в гармонии.

– Постановка получается по-марчеллевски провокативной?

– (Смеясь.) В полной мере! Пьеса Масловской эпатажна по определению, в частности, в ней присутствует ненормативная лексика. Однако все это вполне драматургически обосновано.

– Нет ли у вас желания в дальнейшем периодически выпускать спектакли в «Тильзит-театре»?

– Сильно сомневаюсь. Я очень плотно занимаюсь Ярославским театром. В год ставим по пять спектаклей –так я работал 30 лет назад!

– Что располагает к таким рекордным показателям?

– Знаете, когда я приезжаю в Советск, всегда с грустью взираю на то, как живет театр. Уж больно бросается в глаза разница существования труппы здесь и там. А располагает прежде всего тот факт, что Ярославский театр – единственный из провинциальных коллективов, имеющий федеральный статус. Плюс получил президентский грант. Соответственно, он защищен финансово. Средняя заработная плата актеров – 45 тысяч рублей. И это невзирая на то, что в труппе 60 человек.

– Учитывая ваше тяготение к авангарду, как удается привлечь в театр широкого зрителя? Вспоминается реплика из одного вашего интервью: «Когда я работал в маленьком театре в городе Советск, мне удалось добиться главного: в театр перестали ходить зрители...»

– Да уж, такой черный юмор… Между тем в Ярославле у нас очень высокие показатели посещаемости, заполняемость зала – 90%. Мы даже перевыполняем план. Дело в том, что я соблюдаю некий жанровый баланс. Периодически приглашаем режиссеров, которые ставят вполне традиционные и при этом добротные спектакли. А для претворения в жизнь авангардных замыслов мы создали при театре лабораторную площадку «Центр Треплева». Назвали в честь великого, хотя и неудачливого экспериментатора Кости Треплева из «Чайки».

– А как воспринимаете деятельность удачливых авангардных столичных экспериментаторов – Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова?

– Да я просто закоренелый консерватор перед ними! То, что делает Богомолов, это запредельно. К тому, что он делает, можно относиться по-разному, но, как бы там ни было, театр должен будоражить, давать эмоциональный ожог. Иначе все происходящее на сцене теряет смысл. То, что происходит в его спектаклях, мне кажется драматургически оправданным и никогда не наводит на мысль о «ничем не обоснованном проходе с голым задом».

– Ну как тут не вспомнить ваших калининградских «Дачников», где проход по сцене господина с голой «пятой точкой» вызвал немалый скандал!

– Да, проблемы были немалые. На меня подала в суд какая-то очередная организация борцов за нравственность, они и генеральному прокурору написали. Я думаю, что театр, даже эпатируя, создает разность мнений, заставляет театральную ситуацию бурлить. Иначе, как жлобское ханжество, я не могу охарактеризовать реакцию части калининградской публики.

Два карлика – безнадежность и отчаяние

– Я помню, с каким энтузиазмом вы в 2008 году возглавили труппу областного драмтеатра. Отчего, на ваш взгляд, не сложилось?

– У меня как-то с Калининградом удивительно не сложилось и внутри театра, и снаружи. Театр я нашел в плачевном состоянии. Его знаменем был спектакль «Номер 13», очень плохо сделанный. В театре труппа – 40 человек. Я выпустил с ними сразу две работы. Первым делом перенес сюда спектакль, который у меня когда-то в Омске получился – мне показалось, что он очень подходит политически, чтобы сразу выяснить отношения с городом: принимается мой хулиганистый почерк или же не принимается. Результат был налицо…

И я сразу понимаю, что эти люди хотят видеть музейный театр. Отчасти это можно объяснить: зритель уставший, приходит в театр для развлечения. Зритель испорчен сериалами низкого качества. А в театре предпочитают комедии, причем из серии «стоит дикая ржа». Неприятным сюрпризом стало и отношение к театру властных структур. Главную задачу определили так: зарабатывайте и сами как-нибудь делите заработанное. Иными словами, существуйте на само-окупаемости. Это абсурд, и нигде в мире нет подобного отношения к репертуарному театру. Театр – это роскошь, которая должна серьезно поддерживаться государством.

Хотя есть и позитив. Я доволен, что удалось организовать при театре центр молодой режиссуры. В его рамках экспериментировал Вячеслав Виттих, который теперь делает очень любопытные постановки.

– Над чем вы сейчас работаете в Ярославле?

– Над «Месяцем в деревне». Когда-то ставил это в Советске. Но изменился я, изменилась жизнь. Мне, кстати, предлагали поставить этот спектакль в питерском театре им. Ленсовета с Анной Ковальчук в главной роли. Но тогда в силу ряда причин этого осуществить не удалось, и моя задумка сделать спектакль о безумной любви долго оставалась нереализованной.

– Какова же она – безумная любовь в представлении Евгения Марчелли?

– Знаете, есть такая старая английская песня, автора уже не помню. Так вот, в ней примерно такая текстовка. Когда в дом постучится любовь, ты увидишь двух карликов. Один – безнадежность, другой – отчаяние. Но я советую тебе открыть дверь…

Справка «СК»

Евгений Марчелли – заслуженный деятель искусств РФ. Окончил актерский факультет Ярославского театрального училища им. Ф. Волкова, затем Высшее театральное училище им. Б. Щукина по специальности «режиссер драматического театра».

В 1985 году был актером Брянского ТЮЗа. В том же году в театре г. Советска поставил дипломный спектакль «Остров» и был назначен на должность режиссера-постановщика.

С 1991 года – главный режиссер театра в Советске. Сезон 1998–1999 гг. работал главным режиссером в драмтеатре Калининграда, после чего опять вернулся в Советск. В 2003 г. «Тильзит-театр» был удостоен премии правительства РФ имени Ф. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства. С 2003 по 2008 год – главный режиссер Омского академического театра драмы. С 2008 по 2010 год – главный режиссер Калининградского драматического театра. С 2010 года – главный режиссер Ярославского театра драмы.

Лауреат премии «Золотая маска» за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004–2005 гг. Номинант премии «Золотая маска» за спектакли «Дачники» (Омский театр драмы, 2004 год), «Три сестры» («Тильзит-театр», 2005 год), «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли» (Омский театр драмы, 2006 год), а также премии «Чайка» за спектакль «Отелло» (Театр Вахтангова, 2001 год). Обладатель звания «Лучший режиссер российской театральной провинции».

поделиться
теги
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3