или Зарегистрироваться
Земляки
1161
0
16 января 2014

Александр Прохоров: "Я бы не советовал сегодня поступать на госслужбу"

Главные инструменты русской модели управления –
это мобилизация и перераспределение ресурсов

Эксперт рассказал корреспонденту «СК» об особенностях модели российского государственного управления, а также о том, почему в нашей стране не любят бюрократов и как маргиналы могут повлиять на поведенческую культуру.

Идеал существует только в теории

– Александр Петрович, существует ли идеальная модель управления?

– Идеальные модели управления могут существовать только в теории. Они и существовали в теории, правда, это было давно. Жизнь показала, что теория остается теорией, она просто пытается объяснить жизнь и предсказать, какими путями она будет развиваться.

Вообще, каждый крупный народ живет в рамках той модели, которую он сам и создал. Так, существуют американская, японская, русская, скандинавская, континентальная европейская модели управления. Они развивались в зависимости от менталитета, истории, географии, религии и прочих условий. У каждого крупного народа свои объяснения того, почему они такими стали: где-то в большей степени повлияли климатические условия, где-то окружение, где-то демографические особенности. Поэтому невозможно ту или иную страну перевести «на другие рельсы». Нашей стране, например, подходит только российская поведенческая модель и никакая другая. Были попытки переделать эту модель, опираясь на опыт других стран, но не получилось.

– А саму культуру государственного управления кто формирует?

– По большей части история и, как я говорил, народ. Однако занимающим высокие посты людям кажется, что они ее формируют. Но кто формирует их культуру? Вся предшествующая история, язык, воспитание и образование. Даже маргиналы, которые никогда не ходили голосовать, которые ни на что в жизни не влияют, тем не менее участвуют в формировании культуры. Они являются как минимум носителями языка, какие-то фразы и анекдоты запоминают, какие-то передают другим, что-то в языке удерживают и развитию чего-либо способствуют. Поэтому мы можем говорить, что каждый человек участвует в формировании культуры. Хотя у маргиналов меньше шансов повлиять на культуру организации. На поведенческую – да.

– Но те, кто занимается распределением ресурсов…

– Да, они больше влияют на культуру государственного управления, тем не менее в глубинном плане все мы влияем. Скажем, царь, государственный секретарь или президент страны в неизмеримо большей степени влияет на культуру управления, чем рядовые люди. Однако все подчиненные в сумме оказывают влияние гораздо большее, чем их начальники. Скажу больше: такая ситуация в модели гос-управления соответствует социальным запросам.

Вообще процесс развития государственного управления напоминает раскачивание маятника. Когда реформ избежать не удается, а в нашей стране без общественных неврозов процесс модернизации не проходит, маятник раскачивается в одну сторону. Когда население понимает неизбежность реформ, то ситуация частично как бы размывается, и маятник раскачивается в обратную сторону. Вспомним ельцинские времена: культура государственного управления ведь сильно изменилась в девяностые!

А при Путине маятник стал раскачиваться назад, к уютным советским временам. В русской модели управления маятник постоянно переходит от стабильного состояния к нестабильному, от застоя к кризису. Так мы периодически приходим к необходимым и неизбежным реформам. Этот маятник на самом деле давно запущен, он качается до сих пор, и признаков того, что он остановится, нет.

Попыток «прижать хвост» было много

– Как бы вы охарактеризовали современную ситуацию в отечественном госуправлении?

– Госуправление в России отличается большим консерватизмом, меньшей эффективностью (то есть на единицу результата происходит больше затрат), большей последовательностью, ориентацией на меньшее число целей и тем, что при необходимости под государственные цели можно мобилизовать больше ресурсов, чем под цели частные или коллективные.

Поскольку в России мобилизационные возможности всегда были высоки, а мобилизация и перераспределение ресурсов – это главные инструменты русской модели управления, то это дает нам основание утверждать, что у нашей страны есть весомые преимущества над другими моделями. Именно в России государство может решать сложные задачи, потому что оно может мобилизовать больше ресурсов, чем, например, может госаппарат в Европе или Америке.

– Бюрократия играет далеко не последнюю роль в государственном управлении. Оправданно ли?

– В нашей истории достаточно примеров, когда бюрократии пытались «прижать хвост». Но все попытки оканчивались неудачно: бюрократия всегда была, есть и будет! В России бюрократы – это такой же неотъемлемый класс, как, например, рабочие, военные и т. д. Бюрократия в нашей стране – черта историческая, даже сам переход от стабильности к кризису не может осуществиться без бюрократического аппарата. Она же, кстати, после сложных процессов мобилизации, реформации, индустриализации выступает в роли спасителя; фактически она спускает «на тормозах» все опасные для населения амбициозные великодержавные проекты.

Общество, в свою очередь, относится неприязненно к бюрократии, потому что она действительно этого заслуживает! Ведь бюрократы проводят свои мероприятия за счет ресурсов, которые принадлежат людям. Исторически бюрократия воспринимается как сила, навязанная когда-то еще варягами, которая не формировалась самим населением. Варяги, ордынцы, опричники, петровские фискалы, коммунисты, «питерские» в администрации президента – все с ярлыком «пришлые». Бюрократы всегда воспринимались как «чужие», тысяча лет – ничего не изменилось. Потому что исторически сформировано это суждение. Однако все понимают, что без бюрократов нельзя.

Сокращение числа бюрократов неизбежно

– По данным ВЦИОМ, большинство россиян считают: чиновничий аппарат нужно сократить. Однако немало среди населения и еще больше среди самих чиновников тех, кто сомневается, что это серьезно повлияет на жизнь страны. Вы согласны с этим?

– У людей есть основание так говорить, у них есть историческое знание и опыт. Чиновничий аппарат расширяется после периода нестабильности, это как защитная реакция. После Смутного времени, например, чиновников стало раза в три больше. Если посмотреть на ближайшее к нам время, то за 1990–2000-е годы чиновничий аппарат в расчете на миллион человек населения вырос примерно в два раза. Романовым потребовалось почти столетие, чтобы утроить число бюрократов, а после распада Советского Союза такое глобальное расширение произошло всего за пару десятков лет... Пожалуй, это близко к мировому рекорду!

Как показывает практика, чтобы стать бюрократом, можно и не быть, как говорится, семи пядей во лбу. Те же секретари, делопроизводители, титулярные советники, инструкторы в гос-аппарате – бюрократы, которые получают свою часть из бюджета. Как только наступает период нестабильности, их массово сокращают. Знаете, это как зайцы и волки: когда волков много, зайцев съедают, зайцев мало – дохнут волки, и снова растет численность зайцев.

Я, кстати, не советовал бы сегодня людям поступать на государственную службу и в бюджетные учреждения. Я думаю, что не пройдет и десяти лет, мы увидим сокращение чиновников раза в два. Это же касается и бюджетников: врачей, учителей, преподавателей вузов, социальных работников. На мой взгляд, это будет правильным действием, которое не приведет к ущербу. Убежден, что сокращение процентов на 20 числа государственных служащих не приведет к улучшению качества их работы, так как они станут на четверть интенсивнее выполнять ненужные функции. А вот сокращение в три раза, наоборот, повысит. Ведь в этом случае придется оставить за каждым чиновником лишь те полномочия, которые ему действительно необходимы.

Справка «СК»

Александр Прохоров – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Его монографии «Русская модель управления» присуждена премия «Лучшие книги 2002 года» (учреждена Российской государственной библиотекой и Русским биографическим институтом). Книга выдержала 9 изданий, издана на английском и французском языках. Экспертом опубликовано более 30 статей по проблемам управления в центральных научных и научно-практических журналах. Александр Прохоров преподает и консультирует; является председателем советов директоров в двух акционерных обществах производственного профиля. По приглашению БФУ им. И. Канта Прохоров выступил с авторским семинаром перед группой кадрового резерва правительства Калининградской области.

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4221
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

29