Николай Соколов и Олег Джураев дружат более 10 лет. Вместе учились, служили, потом судьба разбросала: Николай пошел в ОМОН, Олег – в Пограничное управление. Сохранить дружбу помогло хобби – оба с юности увлекались фотографией и видеосъемкой.
Идею снять фильм о русском солдате вынашивали давно. Николай написал сценарий, перед этим проштудировав кипу литературы по сценарному делу. Олег думал, как изложенное воплотить. Хотелось сделать смысловую картину, без вранья и агрессии, чтобы была понятна и близка каждому поколению. Так и родился «Песочный солдат» – психологическая короткометражная (43 минуты) драма.
– Почему такое название? Потому что вся наша жизнь – песок, настолько она непостоянна, – рассуждает Николай Соколов. – Для кого-то песок – строительный материал, у другого просеивается меж пальцев. Пусть каждый увидит в этой картине свое.
Жизнь ему дарует «дух»
Фильм рассказывает о тяжело раненном в бою солдате Шаркаеве. Из обстреливаемого боевиками подъезда парень, находящийся на волосок от смерти, переносится в тихое безмятежное место, где белый песок, синее небо и маленькая девочка (ангел она или Бог – каждый зритель решит для себя сам). Она предлагает ему игру – вытягиваешь веточку и принимаешь решение.
– В этой игре отображена целая жизнь человека, солдата, мужчины, – говорит режиссер Олег Джураев. – Есть только миг, чтобы принять решение, от которого зависит не только его собственная, но и еще чья-то жизнь. Он борется со своими страхами, злится, становится невнимательным, раз за разом играя со своей судьбой. Одна веточка – один неверный поступок – одна потерянная жизнь. Побеждает Шаркаев только с последней попытки, он остается жив.
Жизнь ему дарует «дух» – немногим моложе самого Шаркаева, со страшным шрамом на щеке. Они долго смотрят в глаза друг другу, и кажется, вот сейчас чужак передернет затвор автомата и добьет нашего солдата… Нет. Он молча встает и уходит.
– Это вовсе не гуманизм, – говорит Николай Соколов, – «дух» – он тоже мужчина, солдат, который сражается в бою, он не воюет с женщинами, детьми, стариками и не добивает раненых противников. Поверьте, так бывает...
Сцена с автоматом потребовала 50 дублей
Фильм снимали три недели. Над его созданием трудилась большая и дружная команда. В массовке задействованы сотрудники ОМОН и пограничники. Основные роли – их три – раненый солдат Шаркаев, его друг доктор Чернов и «дух» – актеры областного музыкального театра. И если с массовкой проблем не было, ребята знают, как держать автомат и передвигаться, будучи под прицелом, то с главными героями пришлось поработать. Сцену, например, где Шаркаев снимает с плеча автомат, сняли только с 50-го дубля.
– Я примерил на себя сотню разных образов как актер, но никогда не был солдатом, к тому же в армии не служил, – сказал исполнитель роли Шаркаева Стас Ананьин. – Играть было сложно не столько физически, сколько психологически. Всякий раз перед глазами мелькала картина, что так уже было с кем-то, когда-то. Но самое важное было с экрана передать то, что чувствует и ощущает каждый солдат, неважно, в какой войне, когда один неверный шаг отделяет его от пропасти.
Самую загадочную роль – девочку – сыграла воспитанница детского дома № 1 10-летняя Вика Киснерите. Она пришла на кастинг и покорила режиссеров своей искренностью, артистичностью. На съемочной площадке она не играла, проживала свою героиню.
– Вика — очень талантливая девочка, все схватывает на лету, танцы ли, песни ли, – рассказала журналистам «Страны Калининград» замдиректора по учебно-воспитательной работе детского дома Любовь Потехина. – После каждого съемочного дня приходила и делилась с нами, как все прошло, какие сцены сегодня удались, а какие не очень, но никакого зазнайства с ее стороны не было, она к этому как-то просто относилась. Сейчас Вика уже не с нами, мама сумела взять себя в руки и восстановила родительские права. С одной стороны, мы рады, что девочка ушла в семью, с другой – нам жаль было расставаться с этим чудесным ребенком.
Часть сцен снимали в заброшенной воинской части под Чкаловском, часть – на Куршской косе, а финал – в областной больнице. Главный врач пошел навстречу, но сказал режиссерам: «У вас есть чаc до следующей операции». За пять минут выставили камеры, свет, режиссер скомандовал: «Мотор», успели. Обмундирование, автоматы – настоящие, только пули холостые. А чтобы снять сцену с раненым солдатом, Соколов с Джураевым брали консультацию у доктора спецназа: что испытывает человек при контузии, при ранении, как дышит, как кричит, как нужно держать шприц. Грим – тоже дело рук мастера, и ничего, что в жизни парень – менеджер по продажам. Музыку к фильму написал дирижер пограничного оркестра. К слову, бюджет фильма составил… 60 тысяч рублей. Треть из них была потрачена на оплату звукозаписывающей студии и премьерный фуршет с виноградом, шампанским и колбасой, который прошел в кинотеатре «Родина». Скидывались всей командой…
В планах – полный метр
Всероссийский фестиваль кино «Russian Elementary Cinema» проходил в Санкт-Петербурге. 600 работ от именитых журналистов, мультипликаторов, рекламистов – и победа калининградцев в одной из самых престижных номинаций «Лучший патриотический фильм». Жюри отметило высокий профессионализм постановки фильма и его глубокий смысл.
– До последнего не верилось, что мы победим, – делятся мастера, – ведь на конкурс было представлено очень много сильных работ. Оценивали их профессора, преподаватели Санкт-Петербургского института культуры, члены Союза кинематографистов, и когда назвали наш фильм, было даже некоторое смятение – не сон ли это.
В ближайшее время «Песочный солдат» покажут на Берлинском кинофестивале, в 2014 году – на Лондонском. А творческий тандем Соколов – Джураев уже работают над новым сценарием. Это будет полнометражная картина о бойце Шаркаеве и его маленькой хранительнице. В основе – реальная история. Чуточку приоткроем тайну. Главный герой – калининградец, вертолетчик, получивший тяжелейшее ранение. Врачи отвели ему совсем немного, а он выжил вопреки всему и всем. И помогла ему та девочка. Так кто же она? Узнаем, когда посмотрим ленту. Съемки начнутся уже в декабре и завершатся весной.