Авторы «Золотого теленка» Илья Ильф и Евгений Петров настоятельно советовали в начале 30-х годов прошлого века: «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть…».
При этом сатирики обращали внимание, что «улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов…».
Ситуация с тех пор изменилась. Правда, в худшую для пешеходов сторону. Впрочем, и автомобилистам их экспансия счастья не принесла. Многие российские города (и Калининград не исключение) задыхаются сегодня от пробок и выхлопных газов.
При этом практически в двух шагах от Калининграда – в Европе – много городов, где пробок практически нет и пешеходы не чувствуют себя чужими на празднике жизни.
Например, такая благостная картина наблюдается в столице Дании – Копенгагене. Еще совсем недавно этот город, так же как и Калининград, был наводнен автомобилями и жутко загазован. Сейчас же это царство пешеходов и велосипедистов.
Рай для велосипедистов
Важно отметить, что у копенгагенского «чуда» есть отец. Это архитектор и специалист по городскому дизайну Ян Гейл. Вот его-то и пригласил в гости глава Калининграда Александр Ярошук, чтобы тот дал пару дельных советов, как сделать Калининград более комфортным. По его словам, еще пять лет назад горожане жаловались на водоснабжение, газ, проблемы отопления. А теперь хотят, чтобы было больше скверов, зелени, хороших тротуаров, чтобы нормально работал транспорт.
– Коммунальные проблемы не ушли, но 59 % обращений сейчас – на тему комфорта городской среды, – сказал Ярошук.
Операция – «копенгагенизация»
Два дня Гейл изучал Калининград, посещал места для отдыха, рекреационные зоны, достопримечательности.
– В вашем городе слишком много машин, они движутся и паркуются совершенно хаотично, – вынес «приговор» Калининграду Гейл, выступая на круглом столе в БФУ им. И. Канта. – Нужно работать над транспортной политикой. Та, которая есть, – никуда не годится. Центральные улицы надо срочно освобождать от машин.
Быстро это сделать не получится, Копенгаген превращался в самый велосипедный город мира почти 40 лет. Каждый год там убирали два-три процента парковок в центре, постепенно увеличивая количество пешеходных улиц. У этого явления даже появился специальный термин: «копенгагенизация». Гейл за свою долгую успешную карьеру успел частично «копенгагенизировать» Лондон, Сидней, Нью-Йорк... Это по его инициативе сделали пешеходной большую часть Бродвея.
Движение – жизнь
– Города должны быть удобными для жизни, – уверен Гейл. – Важно, чтобы горожане могли свободно гулять и прикасаться к природе.
Архитектор сообщил, что 77 % жителей столицы Дании ездят на работу на велосипеде. И Гейл не видит никаких препятствий для того, чтобы начать постепенно приучать к этому виду транспорта калининградцев.
– Администрации города необходимо уделить более пристальное внимание пешеходной политике, – высказал пожелание Гейл. – Для начала можно попробовать делать некоторые улицы полностью пешеходными по выходным и праздникам.
По мнению датского гостя, если предпринять целенаправленные усилия, то уже совсем скоро четверть калининградцев станут велосипедистами.
И это, уверен Гейл, пойдет им на пользу. Ведь человек должен двигаться хотя бы час в день, иначе не избежать ожирения. Исследования показали, что в городах, где поощряется движение на велосипедах, растет не только продолжительность жизни, но и экономика.
Процесс пошел
Один из участников круглого стола предложил сделать проспект Мира полностью пешеходным. Глава Калининграда Александр Ярошук пообещал обсудить этот вопрос на Общественном совете. И заверил, что администрация уже принимает меры для улучшения городской среды: зафиксированы границы рекреационных зон, реализуется программа по восстановлению тротуаров, в планах – благо-устройство четырех скверов и строительство велодорожек.