или Зарегистрироваться
Земляки
1050
0
14 июня 2012

Виктор Шрайман: «Когда работаешь с куклой, это наслаждение более острое, чем секс»

Известный режиссер раскрыл секреты кукольного мира

На международном фестивале кукольных театров «Петровский балаган» почетным гостем был легендарный Виктор Шрайман. Называем это имя – подразумеваем революцию в отечественном кукольном театре. С его легкой руки кукольные театры стали для детей первыми университетами. В 1985 году Шрайман поставил в Калининградском областном театре кукол спектакль «Мы одной крови – я и ты».

– Он вдохнул новую жизнь в театр кукол, – говорит директор Калининградского театра кукол Александр Перебейнос, – при этом в нем удивительно сочетаются революционный дух и деликатность манер.

Детям нравятся плохие персонажи…

– Виктор Львович, кто для вас кукла – ребенок, товарищ, коллега?

– Партнер, посредник. Но не те чудовищные куклы, которых с ужасом наблюдаю сегодня во многих театрах.

– А какие куклы для вас чудовищны?

– Сегодня театральные куклы часто похожи на кукол из магазина. Я их называю «пылесосы» и «потаскушки». Эдакие человекоподобные существа, которых таскают по сцене – а кукла должна жить своей жизнью.

– Воспринимает ли маленький ребенок условную куклу?

– Дети ее отлично воспринимают! Когда она выражает смущение, страх, любопытство, ребенок это прекрасно считывает. В том и заключается феномен, что ребенок думает: «Я помню, что это театр, но это так похоже на жизнь!». Могущество куклы – в пластике. Этот метафорический язык будит воображение и фантазию ребенка – это залог его будущей душевной жизни. Он видит мир не серым, бытовым, а ярким и многогранным. А в плохой театр детей не водите – необратимо испортят. Уж лучше интернет…

– Как-то читала ваше признание, что кукла для вас – мистическое существо.

– Вы ощущаете, что владеете куклой, а она – владеет вами. Острейшее чувство наслаждения, не сравнимое ни с какими известными человеку наслаждениями, скажем, с наркотиками или сексом. Если дома поставить театральную куклу и о ней забыть, вы убедитесь – она меняет выражение лица. В кукле масса мистицизма. Она одушевляется, когда ее создает художник, плюс оживает в руках артиста. Я, например, оставаться с куклами один на один не люблю.

– Как вы относитесь к «обратной связи» во время спектакля, когда кукла обращается в зрительный зал, а дети кричат в ответ?

– Я категорический противник такого «интерактива». Со сцены обращаются с вопросами, зомбирующими детей, – мол, ну что, дети, простим лису? Это цинизм по отношению к детям, которым преподносится смысловая жвачка. Ребенок не включается в размышление, в сопереживание, он знает, как надо отвечать. Пакостил этот персонаж весь спектакль, пацан смотрел, отождествлял его с этими маленькими подлецами – сверстниками. А тут ему орут: «Ну что – простим?!». Детей надо подвести к этому прощению через осмысление. А им орут со сцены: «Дети, вы любите веселиться?» – «Да!». Я спрашиваю: «Неужели вы со своими так разговариваете?». Ведь дети – это будущие маленькие взрослые, и забывать об этом нельзя!

Гамлет на мотоцикле

– С какого возраста вести ребенка в кукольный театр?

– С трех лет – категорически нет. Дети пугаются темноты, громких звуков. Того же волка – он для них не абстрактный, а конкретный. А вот детям постарше, по моему наблюдению, нравятся плохие персонажи – они смешные, они хулиганят. Образцов категорически не пускал детей до пяти лет – это была драма для родителей, но он был непреклонен. Особенно после того, как уступил одному папе – мол, он у меня смелый, а ребенок потом обписался от страха…

– Театр кукол – это первая встреча с искусством. Следует ли родителям, например, рассказать содержание сказки?

– Обязательно! Надо рассказать ее содержание, чтобы ребенок сразу включился в происходящее. Но не раскрывая при этом чуда театра.

– Как участник жюри «Золотой маски» вы видите лучшее, что есть во «взрослом» театре. Сумел он сохранить это чудо?

– Да, действительно, мы просматриваем спектакли 20 лучших театров страны. Фоменко, Женовач, Серебренников. Фантастические спектакли, и чудо в них, разумеется, есть. А вообще – ведь хорошего по определению мало.

– А что есть это хорошее? Кто-то ратует за костюмный театр, чтобы все было обстоятельно и «взаправдошно», кого-то, наоборот, вдохновляет условность, а реализм кажется нафталином.

– Театр прежде всего не должен быть иллюстративным! У меня Гамлет в Магнитогорске выезжал на мотоцикле. Нет на сцене запретов – допустимо все, что угодно, если это оправдано художественно. Вообще, главная сила театра во внушении. Рассказываю историю, которая это отлично иллюстрирует. У нас в Магнитогорске был спектакль «Мальчиш- Кибальчиш». И там один из персонажей должен был произносить реплику: «Буржуины идут на свою погибель». А он как-то возьми да ляпни: «Красные идут на свою погибель». У партнеров глаза остекленели – дело-то задолго до перестройки было. А публика – хоть бы хны! Он так это страстно произнес, что зрительный зал и не заметил его оговорки.

– Часто муссируются слухи об интригах и нечестном распределении премий на «Золотой маске».

– Все мы люди. Конечно, у нас появляются любимчики. Один раз схлестнулись с артистом Бариновым по поводу кандидатуры лучшего исполнителя – был жесткий спор. Однако лично я ни разу не сталкивался с тем, что премия присуждалась, потому что кто-то слово замолвил или надавил. Всё честно.

Это европейский город

– После постановки Киплинга в 1985 году и до этого дня случалось быть в Калининграде?

– Нет, не доводилось. И я был буквально ошарашен изменениями. Сегодня это фантастический город – театральная декорация. Для меня ведь все, что хорошее, – это театр. Эти черепичные крыши среди зелени, аисты на столбах, эти старые амбары. Когда ехали из аэропорта, слава богу, были пробки, я смотрел на все это и думал, что покорен Кёнигсбергом.

– Все-таки Кёнигсберг?

– Конечно! Это европейский город. Если бы меня сбросили на парашюте и я бы не знал, где я, подумал бы только одно: я в Европе…

Справка "СК"

Виктор Шрайман – российский, израильский театральный режиссер, актер, педагог, критик, один из ведущих отечественных специалистов в области театра кукол, главный режиссер Магнитогорского театра драмы. Родился в Харькове в 1945 году. Окончил в 1972 году Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Шрайман неоднократно входил в жюри фестиваля Национальной театральной премии России «Золотая маска». С 2008 года руководитель Всероссийской лаборатории режиссеров театров кукол. Вице-президент Международного театрального фестиваля «Кук-Арт». Женат. Супруга – бывшая студентка, актриса Магнитогорского театра драмы.

крокс.jpg

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4753
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

57