или Зарегистрироваться
Земляки
1570
0
15 февраля 2012

Альберт Михайлов: «Мне заткнули рот, а я вывел литературу на подмостки!»

Основатель легендарного Народного театра о гонениях, новой книге и нашей абсурдной жизни

Говорим Альберт Михайлов – подразумеваем театральную легенду. Созданный им в 1973 году Народный Литературный театр стал культурной революцией. Пройдя годы тяжелейших испытаний, он не растерял ни запала, ни желания дерзать. И все так же блистателен и ироничен. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать новую книгу «На художника неча пенять», написанную совместно с известным художником Израилом Гершбургом, презентация которой состоялась на днях.

Перещеголять Рембрандта

– Альберт Сергеевич, вы намеревались провести презентацию книги «без искусствоведческой зауми». Получилось?

– Я на это очень надеюсь. А вообще, презентация – смешной жанр: приходит писатель со стопкой своих творений, которых никто еще не читал, и разъясняет, что это шедевр, мол, вам повезет, если вы это купите…

 

– В названии книги прочитывается скепсис…

– Скептицизм вовсе не был самоцелью. Так уж вышло, что в книге целая обойма историй на тему художник и социум. Например, как у бедного художника Гершбурга богатый калининградский банк три картины не купил.

Как-то Гершбург устроил в Художественной галерее роскошную выставку. Три картины поразили меня особенно – чистой воды шедевры. Через несколько дней я снова посетил выставку и не обнаружил картин. Оказывается, в Калининграде открывался новый банк, и его руководство решило украсить стены учреждения живописью. И директор галереи предложила банкирам те самые три картины. А потом произошло вот что. Служащие банка вошли в свой храм и онемели от… ужаса! Такую «мазню» мог нарисовать каждый из них! И трудиться под этой «мазней» они отказались. В годы советской власти продавали замечательные конфеты «Мишка на Севере». Ну почему бы руководству банка не заказать увеличенные копии этих фантиков? В общем, все три картины были возвращены осрамившемуся художнику. Я узнал об этой истории, встретив унылого Гершбурга на улице. «А на что ты надеялся? – сказал я ему. – Хотел перещеголять Рембрандта, умершего в нищете? Не слыхал о Модильяни, который пытался расплачиваться за угощение портретами посетителей кабачка? Так что выбирай, Изя, – молвил я ему в утешение, – быть в одном ряду с ними или быть любимцем банковского планктона и номенклатуры?»

В списках талантов не значился

– И вас номенклатура, насколько знаю, не привечала?

– Это не то слово. Моя литературная судьба очень негладкая: у меня самых разных премий больше, чем книг. В 1969 году разразился грандиозный скандал. Я написал книгу «О зеленой траве». Эта лирическая проза отчего-то вызвала гнев первого секретаря обкома, объявившего, что это идеологическая диверсия. Тираж – под нож! В том же 1969-м меня зачислили на Высшие сценарные курсы, а из Калининграда – донос о неблагонадежности. Как, дескать, могли принять оголтелого антисоветчика? На курсы меня не пустили. Хотя многие боролись, обращались даже в ЦК партии. И вот в ту пору у меня состоялся примечательный разговор с секретарем обкома по идеологии. «А кто вы вообще такой? – вопрошает он у меня. – Вот у меня список талантливых людей области, здесь 14 человек, а вас там нет». И именно в ту пору Виктор Астафьев (выдающийся руский писатель. – Прим. авт.) прислал мне свою книгу с дарственной надписью «С верой в талантливое письмо Михайлова». В общем, прямым следствием этих событий стало 25 лет моего литературного молчания.

Диссиденты поневоле

– Выходит, создание Литературного стало моральной компенсацией за эти четверть века?

– Именно так! Мне заткнули рот – так я взял да и вывел литературу на подмостки. Тем более что в калининградском университете я в течение 15 лет руководил СТЭМом, за моей спиной колоссальный актерский пласт. Часть из этих ребят я, еще на телевидении работая, высмотрел.

– Насколько мне известно, среди телевизионщиков были Леонид Степанов и Валерий Пиганов, ставшие впоследствии одними из ярких звезд Литературного...

– В конце 1960-х Леня был диктором, Валера – звукорежиссером, я – редактором калининградского телевидения. Мы были молоды, полны идей, веселы. А весельчаки в ту пору чувствовали себя людьми, идущими по тонкому льду. Начальственный гнев иногда вызывали совершенно безобидные вещи. Как-то Степанов позволил себе такой трюк: он рассказал зрителям о прогнозе погоды и сообщил, мол, в лесах много грибов. При этих словах по столу диктора покатился игрушечный грузовичок с настоящими грибами. На последовавшей разборке выяснилось, что рецензентам из обкома померещился намек на ленинский броневик! Нужно ли говорить, что видение этих «искусствоведов» было чревато последствиями?

– У Литературного долго была репутация диссидентского театра...

– Мы были диссидентами поневоле. За постановку «Вагончика», в которую я не вкладывал никаких антисоветских замыслов, меня затаскали по парткомам, театр проверяли шесть комиссий! Мы не были принципиальными антисоветчиками, мы просто громко орали о том, о чем другие говорили шепотом. Ну и хулиганили, конечно. Это сейчас только ленивый не раздевается на сцене. А мы практически первыми в стране, в разгар застоя, поставили эротический спектакль «Золотая шпага». Результат – вызовы в обком, худсоветы, чекистский надзор.

В роли перхоти

– Сегодня молодежь с божьей искрой приходит в театр?

– Нечасто. А в основном приходят девочки-мальчики… Ничего не умеют, не знают, а главное, не хотят. Те мои – да чтоб они не знали, кто такой Станиславский или Мейерхольд? Те были фанатами, этим – все по фиг.

– Зачем же приходят?

– Я после долгого недоумения нашел для себя такое объяснение. Они видят дешевые телесериалы, в которых целые косяки молодых беспомощных исполнителей. Смотрят и думают, дескать, актерская работа – дело нехитрое, так, как эти играют, и я сумею. Вот и надеются, что начнут у меня, потом в Москву подадутся, попадут в сериал – и уже в звездах. Тем более что так оно нередко и происходит. Какой-нибудь паренек из Гусева снимется в рекламе в роли перхоти – и пошло-поехало. Заезжает он на родину, а к нему репортеры в очередь выстроились – интервью у звезды взять. Вот она – слава! Слава богу, у меня человек пятнадцать старой гвардии остались – это моя надежа. Пока они есть, театр жив… Если раньше запускаешь руку – и вот она – полная пригоршня самородков! А сейчас я – как старатель – радуюсь крупинкам…

Справка «СК»

Альберт Михайлов, заслуженный работник культуры РФ, режиссер, писатель, публицист. Автор целого ряда книг, в частности – «О зеленой траве», «Далеко ли до провинции?», обладатель шести литературных всероссийских и всесоюзных премий. В 1964 году окончил Калининградский пединститут (нынешний БФУ им. И. Канта). До 1967 года преподавал русский язык и литературу в п. Краснолесье Нестеровского района. С 1967 по 1973 год – редактор студии телевидения. В 1973 году создает Литературный театр во Дворце культуры моряков, который быстро стал культовым для калининградской интеллигенции. По сей день бессменный лидер этого коллектива. За 39 лет в Литтеатре поставлено более 200 спектаклей («Вагончик», «Псевдол», «Пастух и пастушка», «Ревизор-шоу» и т. д). В театре сменилось три поколения актеров.15 человек – бессменные участники с первых дней основания коллектива. С женой Анной Петровной познакомился в студенческие годы. Есть внук Максим.

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4292
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

36